С 1 января 2017 года Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМиЗК) намерен отказаться от регулирования практически всех товарных рынков. Речь идет о доминантах или крупных игроках на рынках, но никак не о субъектах монополий. В то же время, чиновники Миннацэкономики сохраняют за собой права регулировать цены по четырем направлениям услуг: электроэнергетика, газоснабжение, железнодорожные перевозки и авиасообщение. Об этом сегодня на встрече с сенаторами в Министерстве национальной экономики заявил глава ведомства Куандык Бишимбаев, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Так, министр напомнил, что сейчас в стенах Мажилиса Парламента во втором чтении рассматривается новый законопроект, призванный внести поправки в антимонопольное законодательство. При этом история этих изменений развивалась поэтапно.
Первый этап начался с 2015 года: главное решение, которое на нем принималось было направлено на сокращение участия государства в предпринимательской деятельности. Был принят перечень видов деятельности, которым запрещено заниматься организациям с государственным участием свыше 51 %. Этот перечень сократил виды деятельности, в которых могли участвовать квазигосударственные компании на 47 %.
Вторым этапом и еще одной важной новеллой антимонопольных изменений явилась отмена государственного реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее положение. То есть ранее все, кто находился в реестре должны были предоставлять информацию в Антимонопольный орган, согласовывать с ним цены. Причем, это касалось как повышения, так и понижения цен на свою продукцию и услуги.
«В результате, это создавало достаточно много неудобств для бизнеса, потому что конкурентная ситуация на многих рынках требует от компаний быстрых решений. А когда им нужно с госорганом согласовывать эти шаги, то согласование всегда занимало несколько месяцев. Поэтому было принято решение привести наше законодательство в соответствие с европейским. Там нет такого понятия как госреестр, а доминантное положение компаний определяется в результате расследований, если есть факты свидетельства или заявления о нарушении конкурентного законодательства», - разъяснил суть уже проделанных реформ Куандык Бишимбаев.
По его словам, на этом же этапе были введены новые инструменты регулирования. Например, возможность введения временного государственного ценового регулирования сроком не более 180 дней. То есть, в случае возникновения исключительных ситуаций на рынках, в целях сохранения социальной стабильности, недопущения негативных последствий для населения закон позволяет на 180 дней своим волевым решением принять и зафиксировать стоимость товаров на рынке.
Кроме того, были введены такие понятия как картель, то есть горизонтальные соглашения между несколькими участниками рынка направленные на ценовой сговор.
«Однако прежде чем наказывать бизнесменов, мы выстроили такую процедуру, чтобы компаниям было удобнее – вначале их уведомить и дать им возможность самостоятельно отреагировать. Но если после предупреждения никаких действий со стороны бизнеса не последовало бы и у предприятия сохранилась монопольно высокая цена, то оно подверглось бы достаточно жестким штрафам и возврату цены на прежний уровень. Таким образом, мы пришли в соответствие с законодательством стран ОЭСР в сфере защиты конкуренции», - объяснил Бишимбаев еще одно недавно введенное положительное изменение.
Теперь же, в новом законопроекте, который сейчас рассматривается в Парламенте, по словам министра нацэкономики, предлагается очередные новеллы. В частности, речь заходит о патентах: если они препятствуют развитию конкуренции Миннацэкономики можем изъять эту продукцию. То есть, даже при наличии патента ведомство может подвергнуть анализу действия субъекта предпринимательства и тем самым запретить ему устанавливать антимонопольную цену.
К тому же, вводится инструмент регулирования - антимонопольный комплайнс. Дается возможность самим субъектам рынка самостоятельно внутри своих компаний принимать документы и вводить институт, который бы позволял учитывать, нарушают ли они или не нарушают конкурентное законодательство.
Более того, расширяется механизм уведомления – распространяется он и на недобросовестную конкуренцию и злоупотребление доминирующим положением. Другими словами, прежде чем принимать какие-либо действия появляется механизм медиации.
«Прежде чем, наказывать предпринимателя мы будем в открытом режиме обсуждать с ним все действия, которые ведут к нарушению антимонопольного законодательства», - пояснил Куандык Бишимбаев.
Очень важная часть изменений, по мнению министра, коснется того, как будут регулироваться отдельные товарные рынки после 1 января 2017 года. Он признал, что это самый социально значимый вопрос, потому что всех интересует, как же будут складываться цены на те или иные товары народного потребления.
«С 1 января мы отказались от ценового регулирования практически по всем регулируемым рынкам. Их было 47 и после анализа всех наиболее важных товарных рынков, мы решили сохранить ценовое регулирование на переходный период еще в четырех сферах, которые на наш взгляд наиболее чувствительны. Это железнодорожный транспорт, электроэнергетика, газоснабжение и авиационные услуги, услуги аэропортов», - признался Бишимбаев.
Он пояснил, что в сфере электроэнергетики сохраняется ценовое регулирование на розничные продажи электроэнергии. То есть, Антимонопольное ведомство сможет влиять на ту конечную цену, которую платит потребитель. Это связано с тем, что в законе об электроэнергетике электроснабжающие организации и региональные электросети были разделены для того, чтобы конкуренция на этих рынках развивалась. Но, к сожалению, как честно признался министр, как таковой конкуренции не возникло, потому что в большинстве своем электроснабжающие организации и РЭКи являются аффилированными лицами.
«И для того, чтобы не давать этим аффилированным лицам устанавливать другу с другом максимально монопольную цену, мы и сохраняем в электроэнергетике регулирование розничной цены. В сфере газоснабжения мы также регулируем конечную розничную цену, которую будет платить домовладения, потребители и непосредственно наши граждане», - сказал глава Миннацэкономики.
Что касается, рынка услуг аэропортов, то по информации Бишимбаева, регулирование сохраняется по пяти видам услуг. Это предоставление телескопического трапа, рабочего места для регистрации пассажиров, обработки грузов, обеспечения ГСМ, предоставление в аренду помещения аэропорта.
«Мы неоднократно здесь в министерстве проводили обсуждение с представителями авиакомпаний и аэропортов. Конечно, отпустить полностью аэропортовые услуги мы не можем, потому что это сразу же скажется на стоимости билетов. Хотя уже сейчас известно, что цены на авиабилеты подорожали и в этой связи наш Комитет по защите конкуренции начал антимонопольное расследование в отношении авиакомпании «Эйр Астана». Сейчас расследование идет и в случае выявления фактов недобросовестной конкуренции или завышения цены будут приняты соответствующие меры», - пригрозил Бишимбаев.
В свою очередь, сенаторы насторожились: не приведут ли подобные послабления в законе к тому, что наши монополисты начнут себя чувствовать чересчур вольготно. И не приведет ли это к повсеместному подъему цен и стоимости жизни?
Однако Куандык Бишимбаев их успокоил:
«Все сферы естественных монополий останутся под жестким регулированием. Речь идет о доминантах, то есть имеются в виду компании, которые могут занимать достаточно крупную долю на рынке. А все монополисты не из-под какого регулирования не уйдут. Они будут также утверждать свои тарифы в нашем Комитете по регулированию естественных монополий. А что касается доминантов, то мы просто меняем подход к регулированию их деятельности. Он будет построен на большей ответственности самих доминантов за свои действия. Отменив реестр, мы фактически перестали от них требовать постоянных уведомлений и постоянной сдачи информации. Но если будут поступать жалобы от населения, то на сей счет предусмотрены штрафы и очень высокие», - заверил министр национальной экономики.