USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
73.27$
-0.040
BTC
95741.10$
+379.900

Бренды под запретом

Как нас лишают свободы выбора

Share
Share
Share
Tweet
Share
Бренды под запретом- Kapital.kz

Больше никаких сникерсов, колы и радужного фонтана скиттлс. Вокруг серые однотипные пачки и банки с черной надписью: просто чипсы, просто пиво, просто шоколад. Мир одевает безликую маску. Такое будущее ждет нас, если регулирование потребительских товаров пойдет в так называемом табачном стиле, считает корреспондент центра деловой информации kapital.kz.

Газировка под прицелом

В опалу попали продукты с высоким содержанием сахара, жира и соли. «Большой табак теперь не одинок. У здравоохранения новые враги – Большая еда, Большая содовая и Большой алкоголь», – говорит Маргарет Чан, седьмой генеральный директор ВОЗ. Борцы с новыми врагами говорят о том, что кроме вреда для здоровья такие продукты вызывают привыкание, даже зависимость, а их дозировка подобрана производителями так, чтобы сделать человека счастливым, ведь он должен и дальше покупать, потому что за всем этим стоят колоссальные доходы компаний.

«Нездоровое питание угрожает мировому здоровью сильнее, чем табак. Прежде мир объединился в регулировании табачных рисков, теперь же должна быть принята рамочная конвенция в отношении правильного питания», – считает Оливер де Шуттер, специальный докладчик ООН.

Уже несколько стран в мире ввели дополнительные налоги на «нездоровые» продукты. В январе 2012 года во Франции появился специальный налог на сладкие напитки, в 2013 году в Чили вынесли на рассмотрение закон с требованием наносить текстовые предупреждения размером в 20% от площади упаковки на продукты с определенным содержанием жира, сахара и соли. Действуют дополнительные налоги на продукты с высоким содержанием жира, соли и сахара в Венгрии, Мексике и Австралии.

Налоги на «газировку» - это только начало, в этой борьбе регуляторы не собираются останавливаться только на дополнительном налогообложении или предупреждающих надписях. Еще одной мерой может стать обезличенная упаковка – один из самых болезненных рычагов, которые могут почувствовать на себе производители. Это значит, что торговые марки, логотипы, не предписанные цвета и графика будут удалены. Разрешено нанесение только названия продукта стандартным шрифтом определенного размера.

Конфуз Австралии

Первыми с такой инициативой столкнулись табачники, когда в 2012 году брендинг сигаретных упаковок отменила Австралия. Сейчас там продаются универсальные пачки отталкивающего коричневого цвета для всех табачных торговых марок. Но исследования показывают, что эта мера не эффективна.

«Обезличенная упаковка не работает, о чем наглядно свидетельствуют факты из Австралии. Премиальные бренды сигарет покинули рынок, увеличилась доля дешевого сегмента. Единственными бенефициарами запрета логотипов становятся преступники. Им легче подделывать сигаретные пачки – самый дорогой элемент копирования. Зато пострадает правительство из-за приличных налоговых потерь в связи распространением нелегальной торговли. Судя по недавнему докладу KPMG, теневой табачный рынок Австралии от обезличенной упаковки, похоже, только выиграл, набрав обороты вслед за ее введением», – рассказывает Мирэла Иназель, менеджер по коммуникациям JTI в регионе СНГ.

На сегодняшний день нет данных об исследованиях, которые бы подтверждали, что небрендированные упаковки снижают потребление табака. В Австралии уже много лет наблюдается устойчивый тренд по снижению уровня курения, так вот запрет брендов никак его не ускорил. Не произошло и каких-либо позитивных изменений в режиме курения несовершеннолетних или взрослых.

Но на Австралию существует колоссальное давление с целью продемонстрировать успешность этой меры. Провала допустить нельзя, иначе возможен политический конфуз.

Где правильный баланс

Внедрение обезличенной упаковки будет нарушать сразу несколько фундаментальных и законных прав производителей: право на собственность, свободу выражения и торговлю, а эти права гарантируются Конституцией, международными соглашениями о торговле и национальным законодательством. Кроме того, торговые марки являются корпоративной собственностью, представляющей большую ценность для их владельцев, и подобные инициативы могут нарушить целый ряд юридических обязательств.

Но это не значит, что табачники, критикуя новые инициативы регуляторов, ничего не предлагают взамен. Отрасль выступает за понятное и научно обоснованное регулирование продуктов с пониженным риском для здоровья. Нужно заставить по-настоящему работать уже существующие нормы закона, например, усилить штрафы для тех, кто продает табачную продукцию несовершеннолетним. Огромные суммы табачная индустрия инвестирует в исследования безопасности табакокурения. Например, уже существуют альтернативные технологии, которые позволяют нагревать табак без горения и тления, при которых, как известно, выделяется наибольшее количество вредных веществ.

Пока же табачники отстаивают свои права, производителям продуктов с высоким содержанием сахара, жира и соли остается только надеяться, что на плитках шоколада, бутылках лимонада и банках пива названия останутся, а полный запрет брендов не коснется их продукции.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.