USD 432.55₸ ↓ -2.990
EUR 470.83₸ ↓ -2.250
RUB 5.84₸ ↑ +0.080
BRENT 31.89$ ↑ +0.090
BTC 6928.00$ ↓ -0.057
ETH 158.19$ ↓ -0.083
LTC 42.69$ ↓ -0.078
Курсы валют в Казахстане
Новости Казахстана - Капитал.кз
ГлавнаяЭкономикаБренды под запретом

Бренды под запретом

Как нас лишают свободы выбора

Больше никаких сникерсов, колы и радужного фонтана скиттлс. Вокруг серые однотипные пачки и банки с черной надписью: просто чипсы, просто пиво, просто шоколад. Мир одевает безликую маску. Такое будущее ждет нас, если регулирование потребительских товаров пойдет в так называемом табачном стиле, считает корреспондент центра деловой информации kapital.kz.

Газировка под прицелом

В опалу попали продукты с высоким содержанием сахара, жира и соли. «Большой табак теперь не одинок. У здравоохранения новые враги – Большая еда, Большая содовая и Большой алкоголь», – говорит Маргарет Чан, седьмой генеральный директор ВОЗ. Борцы с новыми врагами говорят о том, что кроме вреда для здоровья такие продукты вызывают привыкание, даже зависимость, а их дозировка подобрана производителями так, чтобы сделать человека счастливым, ведь он должен и дальше покупать, потому что за всем этим стоят колоссальные доходы компаний.

«Нездоровое питание угрожает мировому здоровью сильнее, чем табак. Прежде мир объединился в регулировании табачных рисков, теперь же должна быть принята рамочная конвенция в отношении правильного питания», – считает Оливер де Шуттер, специальный докладчик ООН.

Уже несколько стран в мире ввели дополнительные налоги на «нездоровые» продукты. В январе 2012 года во Франции появился специальный налог на сладкие напитки, в 2013 году в Чили вынесли на рассмотрение закон с требованием наносить текстовые предупреждения размером в 20% от площади упаковки на продукты с определенным содержанием жира, сахара и соли. Действуют дополнительные налоги на продукты с высоким содержанием жира, соли и сахара в Венгрии, Мексике и Австралии.

Налоги на «газировку» - это только начало, в этой борьбе регуляторы не собираются останавливаться только на дополнительном налогообложении или предупреждающих надписях. Еще одной мерой может стать обезличенная упаковка – один из самых болезненных рычагов, которые могут почувствовать на себе производители. Это значит, что торговые марки, логотипы, не предписанные цвета и графика будут удалены. Разрешено нанесение только названия продукта стандартным шрифтом определенного размера.

Конфуз Австралии

Первыми с такой инициативой столкнулись табачники, когда в 2012 году брендинг сигаретных упаковок отменила Австралия. Сейчас там продаются универсальные пачки отталкивающего коричневого цвета для всех табачных торговых марок. Но исследования показывают, что эта мера не эффективна.

«Обезличенная упаковка не работает, о чем наглядно свидетельствуют факты из Австралии. Премиальные бренды сигарет покинули рынок, увеличилась доля дешевого сегмента. Единственными бенефициарами запрета логотипов становятся преступники. Им легче подделывать сигаретные пачки – самый дорогой элемент копирования. Зато пострадает правительство из-за приличных налоговых потерь в связи распространением нелегальной торговли. Судя по недавнему докладу KPMG, теневой табачный рынок Австралии от обезличенной упаковки, похоже, только выиграл, набрав обороты вслед за ее введением», – рассказывает Мирэла Иназель, менеджер по коммуникациям JTI в регионе СНГ.

На сегодняшний день нет данных об исследованиях, которые бы подтверждали, что небрендированные упаковки снижают потребление табака. В Австралии уже много лет наблюдается устойчивый тренд по снижению уровня курения, так вот запрет брендов никак его не ускорил. Не произошло и каких-либо позитивных изменений в режиме курения несовершеннолетних или взрослых.

Но на Австралию существует колоссальное давление с целью продемонстрировать успешность этой меры. Провала допустить нельзя, иначе возможен политический конфуз.

Где правильный баланс

Внедрение обезличенной упаковки будет нарушать сразу несколько фундаментальных и законных прав производителей: право на собственность, свободу выражения и торговлю, а эти права гарантируются Конституцией, международными соглашениями о торговле и национальным законодательством. Кроме того, торговые марки являются корпоративной собственностью, представляющей большую ценность для их владельцев, и подобные инициативы могут нарушить целый ряд юридических обязательств.

Но это не значит, что табачники, критикуя новые инициативы регуляторов, ничего не предлагают взамен. Отрасль выступает за понятное и научно обоснованное регулирование продуктов с пониженным риском для здоровья. Нужно заставить по-настоящему работать уже существующие нормы закона, например, усилить штрафы для тех, кто продает табачную продукцию несовершеннолетним. Огромные суммы табачная индустрия инвестирует в исследования безопасности табакокурения. Например, уже существуют альтернативные технологии, которые позволяют нагревать табак без горения и тления, при которых, как известно, выделяется наибольшее количество вредных веществ.

Пока же табачники отстаивают свои права, производителям продуктов с высоким содержанием сахара, жира и соли остается только надеяться, что на плитках шоколада, бутылках лимонада и банках пива названия останутся, а полный запрет брендов не коснется их продукции.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Lifestyle

Успешный бег Nike

Начавшийся с фургонной продажи кроссовок бизнес теперь приносит миллиарды долларов

09.11.2019
124
Новости партнеров: