В рамках объявленного Республикой Казахстан года углубления экономических отношений Евразийского союза с третьими странами и ключевыми интеграционными объединениями, ЕАЭС проводится работа по заключению соглашений о создании зон свободной торговли с целым рядом стран, такими как Израиль, Индия, Иран. Прорабатываются вопросы развития сотрудничества в экономической сфере с Республикой Корея, Сингапуром, Монголией и Индонезией. Начата работа над соглашением о торгово-экономическом сотрудничестве между странами Евразийского союза и Китаем. Об этом сегодня на заседании Межправительственного совета ЕАЭС в городе Сочи заявил премьер-министр Казахстана Карим Масимов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам председателя казахстанского правительства, согласно твердому убеждению соглашение с КНР позволит усилить стратегический и экономический диалог с одним из крупнейших государств мира. В связи с чем необходимо подготовить взвешенные документы, касающиеся сотрудничества с Китаем.
Кроме того, Карим Масимов подчеркнул, что на сегодняшнем межправительственном совете в Сочи, будет рассмотрен вопрос о принятии Таможенного кодекса Евразийского союза.
«Казахстан всецело поддерживает скорейшее принятие документа, впитавшего в себя лучшие мировые практики в области таможенных взаимоотношений», - сказал Карим Масимов.
В свою очередь, председатель правительства Армении Овик Абраамян заметил, что о еще один вопрос, который надлежит рассмотреть сегодня в Сочи – о едином внутреннем рынке лекарственных средств на территории ЕАЭС. По его словам, прогресс в этом вопросе выведет фарминдустрию Армении на общий рынок и предоставит новые возможности армянским фармпроизводителям, в том числе и по части выхода на рынки третьих стран.
Между тем, председатель правительства Республики Беларусь Андрей Кобяков рассказал, что сейчас в узком формате главы кабинетов министров стран Евразийского союза обстоятельно обсудили ряд вопросов развития ЕАЭС.
«Во-первых и прежде всего, мы обсудили выход на финишную прямую в вопросе нового Таможенного кодекса союза. По результатам всего комплекса переговоров на уровне руководства таможенных служб остаются неурегулированными лишь считанные положения этого объемного документа. Прогресс очевиден и сомнений в том, что работа по кодексу завершится этой осенью, практически нет. Во-вторых, мы приветствуем столь же активный переговорный процесс по формированию в ЕАЭС механизма прослеживаемости товаров. Хотелось бы только заметить, что введение такой новой для нас практики потребует изменений в условия осуществления предпринимательской деятельности. Например, в части доработки используемых субъектами хозяйственной деятельности учетных систем и дополнительного ведения учета прослеживаемых товаров. Так что правительства должны подумать о том, как сократить до минимума возможные негативные последствия и безболезненно подготовить бизнес к нововведению», - сообщил Андрей Кобяков.
В то же время, премьер-министр Беларуси был не столь оптимистичен относительно реализации инициативы о едином рынке лекарственных средств на территории союза. Он отметил, что в Республике Беларусь вызывает серьезную озабоченность выполнение положений договора ЕАЭС о едином рынке лекарственных средств и медицинских изделий, которое отстает от первоначальных планов.
«При этом, в узком формате мы договорились принять пакет документов, который позволит ускорить работу по гармонизации законодательства в области разработки и производства лекарственных средств», - подчеркнул Андрей Кобяков.
Глава правительства Беларуси выделил и вынесенное на сегодня обсуждение о ввозе и обращении товаров на таможенной территории Евразийского союза в связи с присоединением Казахстана к ВТО.
«Да, оно носит технический характер, но тем не менее этот документ важен. Ведь он обеспечивает прозрачность в условиях применение Казахстаном пониженных ставок ввозных таможенных пошлин. Если хотите это своевременно и цивилизовано урегулирует наши взаимоотношения», - добавил он.
Премьер-министр Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков взяв слово, напомнил, что ровно год назад 12 августа 2015 Кыргызская Республика получила официальный статус члена ЕАЭС. «Мы исходили из национальных интересов и создания условий для адаптации нашей экономики к новым реалиям», - сказал он.
Однако, Сооронбай Жээнбеков акцентировал внимание на том, что практическая работа в новых условиях выявила некоторые барьеры и ограничения во взаимной торговле между нашими странами. В частности, не решается вопрос отмены ветеринарно-санитарного контроля на кыргызско-казахстанском участке госграницы. Есть и проблемы, мешающие развитию единого транспортного пространства и обеспечению свободы транзитных грузов, которые являются условием для процветания региона и приграничных государств.
«Такие проблемы и барьеры нужно оперативно устранять, не допуская ограничений между партнерами. Необходимо вместе защищать наши рынки от недобросовестной конкуренции из третьих стран, а не создавать при этом барьеров между собой», - высказался Сооронбай Жээнбеков.
Глава кыргызского правительства заявил, что на совете выработан согласованный механизм решения по вопросу применения унифицированного железнодорожного тарифа. И в кратчайшие сроки будет разработано соглашение между правительствами Кыргызской Республики и Республики Казахстан о применении унифицированного ж/д тарифа в отношении грузов из Кыргызстана.
«Надеюсь, что соглашение будет подписано в рамках юбилейного саммита СНГ в сентябре текущего года в Кыргызстане. Такие решения показывают, что при обоюдном желании можно решить любые проблемы», - сообщил он.
Сооронбай Жээнбеков также заметил, что необходимо использовать более действенные и долгосрочные факторы для развития экономик стран ЕАЭС. В первую очередь это промышленное сотрудничество, усиление кооперации во всех промышленных секторах путем создания совместных предприятий.
«Поэтому углубление промышленной кооперации должно стать ключевым направлением нашего сотрудничества. Об этом мы говорили неоднократно, но необходимо ускорить работу в рамках союза для усиления производства. КР активно участвует в разработке и имплементации основополагающих документов ЕАЭС. Однако текущая ситуация требует от нас более решительных и оперативных действий. Нужно в самое ближайшее время максимально упростить процедуры инициирования и сократить сроки принятия решений органами ЕАЭС», - предложил коллега Карима Масимова.
Представитель официального Бишкека пояснил, что в среднем для рассмотрения инициативного предложения в органах союза даже при согласии партнеров необходимо от трех до пяти месяцев. Такое положение недопустимо, так как тормозит процесс углубления интеграции. Эта инициатива была одобрительно воспринята его коллегами.
После чего, межправительственный совет ЕАЭС удалился на закрытый формат совещания.