Государство не будет регулировать стоимость дизельного топлива на АЗС. Министерство энергетики внесло изменение в приказ об установлении предельных розничных цен на нефтепродукты, которые подлежат государственному регулированию. Предельные розничные цены будут устанавливаться только на бензин марки АИ-80, в настоящее время его стоимость составляет 89 тенге. Приказ подписан и.о. министра энергетики РК Магзумом Мирзагалиевым. Документ официально опубликован 4 августа, вводится в действие через три дня после этой даты, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Напомним: ранее Министерство энергетики РК вынесло на обсуждение вопрос о необходимости отмены государственного регулирования розничной стоимости дизельного топлива. Проект приказа опубликовали на сайте ведомства 19 июля. Согласно законодательству в течение 10 дней все заинтересованные стороны должны были направлять свое мнение по этому вопросу Министерству энергетики РК. К полилогу были приглашены: общественный совет, профильные организации, ассоциации, Министерство сельского хозяйства РК, Министерство национальной экономики РК.
Предполагалось, что в итоге должна быть представлена общая позиция, опираясь на которую было бы принято окончательное решение об отмене или сохранении государственного регулирования розничных цен на дизтопливо.
«Против не выступил практически никто. Это предсказуемое решение. На внутреннем рынке дизельного топлива ситуация складывалась таким образом, что дерегуляция цен просто необходимая мера для того, чтобы избежать возможный дефицит дизтоплива из-за его перетоков в соседние страны. Кроме того, сегодня из-за падения цен на нефть в мире нефтегазовая отрасль Казахстана переживает не лучшие времена», – прокомментировал для Kapital.kz результат переговоров руководитель пресс-службы Министерства энергетики РК Аскар Джалдинов.
Он также подчеркнул, что это решение не несет никакой угрозы для представителей сельскохозяйственной отрасли: объем удешевленного топлива для них гарантирован и исполняется. Из прогнозного объема потребления на этот год (4 млн 600 тыс. тонн) 700 тыс. тонн – гарантированный объем солярки для аграриев. Стоимость «на руки» для фермеров – 79 тенге за литр.
Эффект паритета
Перетоки дизельного топлива в соседние страны из Казахстана происходят из-за разницы цен. В России литр солярки стоит больше 180 тенге, в Кыргызстане – около 160 тенге. В Казахстане же предельная розничная цена была определена на уровне 99 тенге за литр, текущая стоимость на середину июля этого года составляла 97,9 тенге за литр. Пользуясь ощутимой разницей, граждане республики перевозили топливо через границу и реализовывали на местном рынке по выгодной для всех сторон цене.
Комментируя этот вопрос ранее, Аскар Джалдинов отметил, что вычислить точный объем таких перетоков невозможно, поскольку границы, по сути, открыты, никто не ведет статистику.
Когда вопрос об отмене/сохранении госконтроля на рынке дизтоплива был вынесен на обсуждение, независимый аналитик в нефтегазовой сфере Олжас Байдильдинов предположил, что в топливном вопросе ситуация аналогична той, что сложилась в вопросе курса «тенге-рубль». «Курсовой диспаритет между тенге и рублем был одной из основных причин отпуска тенге в свободное плавание. По ГСМ мы сейчас наблюдаем аналогичную ситуацию: АИ-92 отпустили в свободное плавание осенью прошлого года, сейчас отказываются от госрегулирования предельных розничных цен и на дизельное топливо», – отметил он тогда.
И высказал предположение, что если государство даст волю ценникам на солярку на АЗС, этот вид топлива подорожает на 5-7 тенге за литр (аналогично могут повести себя и розничные цены на бензин АИ-92). До уровня российских цен на внутреннем рынке Казахстана солярка не дойдет, поскольку действует фактор налогов, акцизов и качества продаваемого на российском и казахстанском рынках топлива.
История вопроса
Вопрос о необходимости отмены госрегулирования розничной стоимости дизтоплива поднимался еще осенью прошлого года. Об этом говорил занимавший в то время пост министра энергетики Владимир Школьник, аргументируя позицию тем, что если рынок регулируется, «значит, что-то идет неправильно». Тогда же он сообщил о том, что вопрос может быть рассмотрен после пика осеннего потребления.
Аналитики, прокомментировавшие тогда предложение министерства, дали разную оценку. Эксперт в нефтегазовой сфере Сергей Смирнов высказался за отмену госконтроля, поскольку он противоречит законам рынка. Однако, по его мнению, проблема в том, что ситуация в Казахстане «далека от рыночной».
Главный научный сотрудник Института экономики МОН РК Олег Егоров отметил, что на рынке «происходит постоянная неразбериха с поставками, запасами, ценой реализации». В таких условиях государство не должно отпускать цены на эти виды горючего (тогда речь шла, помимо дизтоплива, о бензине марки АИ-80). Однако поднятая тема возможной продажи нефтеперерабатывающих заводов, по его мнению, может все же стать причиной, почему госрегулирование розничной стоимости АИ-80 и дизтоплива могут отменить.
Отметим, что последнее значение предельной розничной стоимости дизельного топлива – 99 тенге за литр – было установлено в феврале 2015 года. До этого литр солярки не должен был превышать 107 тенге (с декабря 2014 года), в августе 2014-го предел был установлен на отметке 115 тенге за литр.