USD
443.44₸
+1.860
EUR
480.51₸
+0.510
RUB
4.88₸
+0.020
BRENT
84.00$
BTC
67135.10$
+343.600

Выстрелы по экономике

Как бизнес Алматы пережил 18 июля

Share
Share
Share
Tweet
Share
Выстрелы по экономике- Kapital.kz

События, подобные тем, что случились в Алматы 18 июля, когда «алматинский стрелок» убил и ранил нескольких человек и в городе был введен красный уровень террористической опасности, наносят вред экономике города. «Капитал.kz» попросил компании, которые приостанавливали работу в тот день, оценить свои потери за время простоя.

Эффект в масштабе государства

Обозначим свою позицию сразу. Дело не в отдельных компаниях, которым на несколько часов пришлось закрыть отделения, офисы или точки продаж. Приостановить работу в такой ситуации – это действительно вынужденная мера, продиктованная требованиями безопасности, и многие компании именно об этом говорили в комментариях изданию.

Но экономическую составляющую вопроса игнорировать не получится, и это показывает мировой опыт. Например, теракты, произошедшие в Брюсселе 22 марта этого года, причинили государству ущерб – около 935 млн евро. Столько экономика европейского государства потеряла в I квартале, цифра сопоставима с 0,1% ВВП страны, сообщило на днях министерство экономики Бельгии. Компании, работающие в столице, недополучили в указанный период 122,5 млн евро дохода. В большей степени экономический негатив от действий террористов ощутили представители туристической, гостиничной, ресторанной отраслей, сфера массовых развлечений.

Безусловно, события в Алматы и события в Брюсселе носят разный характер. В столице королевства 22 марта произошло три взрыва, ответственность за них взяла на себя запрещенная террористическая группировка. В Алматы, как пояснили власти, действовал одиночный стрелок.

Тем не менее на территории города 18 июля был введен красный уровень террористической опасности (снят в тот же день), многие компании и предприятия временно прекратили обслуживание населения в физических офисах.

В их число вошли: Народный банк Казахстана, Kaspi Bank, «дочка» Сбербанка, АТФБанк, Казком, MEGA Alma-Ata, MEGA Park, Esentai Mall, супермаркеты Magnum, гипермаркет «Рамстор» на ул. Фурманова, кинотеатры Chaplin Cinemas, Beeline (включая «Азбуку Связи»), «Кселл» (Kcell Stores и Kcell Centers), «Казпочта».

Вне работы на несколько часов

Многие организации оказались единодушны: не время думать об ущербе во время опасности.

В департаменте общественных связей Казкоммерцбанка отметили, что не считают нужным оценивать потери в ситуации, когда необходимо было обеспечить безопасность клиентов и сотрудников. «Все отделения были закрыты, за исключением одного – в головном офисе на пр. аль-Фараби, при этом деловая активность со стороны клиентов была минимальной. Здесь были усилены меры безопасности, кроме того, в полном объеме были доступны дистанционные каналы обслуживания и банкоматная сеть», – сообщили в банке.

«Отделения банков были закрыты для того, чтобы не подвергать опасности клиентов и сотрудников. Мы не считаем корректным в этой ситуации говорить о коммерческих потерях», – прокомментировали в Kaspi Bank.

В пресс-службе сети ТРЦ MEGA на запрос «Капитал.kz» сообщили, что ТРЦ MEGA Park и MEGA Alma-Ata временно приостановили работу для обеспечения безопасности граждан в общественных местах: ТРЦ MEGA Park – с 12 часов 45 минут, MEGA Alma-Ata – с 13 часов 18 июля. При этом красный уровень террористической опасности был введен в 12 часов 20 минут по времени Астаны. «Режим работы сети ТРЦ MEGA – с 10:00 до 22:00. Таким образом, ТРЦ MEGA Park не работал в течение 9 часов 15 минут, ТРЦ MEGA Alma-Ata приостановил работу на 9 часов. На следующий день центры начали работу в штатном режиме», – рассказали в пресс-службе сети.

Кроме того, на запрос издания предоставили данные о средней посещаемости торговых центров. В 2016 году посещаемость ТРЦ MEGA Alma-Ata составила в среднем 38 тыс. человек в день, ТРЦ MEGA Park – 22 тыс. гостей в день.

Цифровые каналы помогли

«Решение о закрытии точек после введения красного уровня террористической опасности было продиктовано, прежде всего, обеспечением безопасности наших сотрудников и клиентов. Мы не подсчитывали потери в связи с закрытием точек, которое длилось несколько часов понедельника. Наши точки возобновили работу во вторник утром в стандартном режиме. Поток клиентов в последующие дни был достаточно активным», – отметила Наталья Еськова, руководитель отдела коммуникаций АО «Кселл».

«Больших потерь за те полдня мы не зафиксировали, потому что у нас помимо физических представительств – офиса обслуживания Beeline и магазинов «Азбука Связи», есть варианты предоставления услуг в цифровых каналах (приложение, колл-центр). Для нас важнее безопасность людей», – прокомментировал Алексей Бендзь, директор по корпоративным коммуникациям «Beeline Казахстан».

Он сообщил, что средняя посещаемость салонов «Азбуки Связи» зависит от многих факторов, в том числе от расположения офиса, от дня недели. Представительство с максимальным средним показателем – офис продаж и обслуживания Beeline Centre, там посещаемость составляет в среднем 1000 человек в день.

«Здесь такой момент: в этом офисе обслуживания предоставляется больше услуг сервиса, нежели происходит продаж. 90% людей приходят либо заменить сим-карту, либо что-то узнать по тарифному плану, либо взять детализацию», – пояснил представитель Beeline.

Минус 3-5% на оборотах

По мнению Петра Вальтера, руководителя направления анализа рынков компании BRIF Research Group, из-за событий 18 июля потери понесли в первую очередь организации сферы развлечений/досуга и общественного питания. «Жители и гости города, конечно, чтобы обезопасить себя и своих близких, воздержались от развлечений, не посещали общественные места и старались как можно быстрее попасть домой», – поясняет собеседник.

Многие объекты торговли и сервиса были закрыты. Эксперт предполагает, что в этот день, когда действовал красный уровень террористической опасности, их выручка оказалась ниже стандартной и ожидаемой. Но логически потери должны быть восполнены в последующие дни. Потребность в покупке продуктов питания, товаров, в сервисе, в том числе в оплате коммунальных услуг и получении финансовых и нефинансовых услуг, сохраняется, и население в любом случае удовлетворит ее позже, в спокойной обстановке.

«Оценивая ущерб, стоить понимать, что 18 июля – понедельник, основной пик продаж, который случается в выходные дни, был позади. Если перевести убытки в цифры, можно предположить, что в сферах развлечений/досуга и общественного питания потери составили порядка 3-5% от месячного оборота», – считает Петр Вальтер.

По оценке экономиста Алмаса Чукина, события июльского понедельника «не нанесли особого ущерба городу». Свою позицию по этому вопросу он объясняет тем, что лето – для магазинов и так сонный период, а каждодневные покупки просто перенесены на другой день. «Мир изменился, везде неспокойно, видимо, надо привыкать», – добавляет эксперт.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.