Отмена государственного контроля над розничными ценами на дизельное топливо. То, что этот вопрос поднят именно сейчас, в профильном ведомстве объясняют необходимостью остановить перетоки солярки на соседние рынки. В России и Кыргызстане это топливо стоит в полтора раза больше, чем на внутреннем рынке Казахстана. В противном случае у нас возникнет дефицит. Эксперты связывают вопрос с уже существующими проблемами в этой сфере. И прогнозируют удорожание дизтоплива в случае, если будет принято решение в пользу свободного плавания. А вслед за этим – рост стоимости бензина. Один из аналитиков, прокомментировавших тему для центра деловой информации Kapital.kz, высказался на этот счет однозначно, другой – не исключил такого развития событий.
10 дней на дискуссии
19 июля этого года на сайте Министерства энергетики РК размещен проект приказа министра, в котором говорится о том, что предельная стоимость бензина марки АИ-80 установлена в размере 89 тенге за литр.
«При этом в проекте приказа нет ни слова о дизельном топливе. Это означает, что министерство энергетики предлагает отменить госрегулирование цен на дизельное топливо. Согласно опубликованному на сайте документу и действующему законодательству, в течение 10 дней мы должны этот вопрос обсудить со всеми заинтересованными сторонами», – прокомментировал для Kapital.kz руководитель пресс-службы Министерства энергетики РК Аскар Джалдинов.
Он уточнил, что в настоящее время эта работа активно ведется – идут переговоры с общественным советом, профильными организациями, ассоциациями, Министерством сельского хозяйства РК, Министерством национальной экономики РК. Однако пока говорить о результатах рано: общий настрой станет понятен ближе к концу обозначенного срока – 10 дней после обнародования проекта приказа.
Поймать ценовой баланс
Если государственное регулирование цен на дизельное топливо сохранится, то в ближайшее время мы ощутим дефицит этого вида ГСМ на внутреннем рынке – таково обоснование позиции министерства. Необходимо сбалансировать цены на казахстанских заправках с ценами поставщиков в соседних государствах.
«На сегодняшний день литр солярки в России стоит больше 180 тенге, в Кыргызстане – около 160 тенге (в Казахстане установлена предельная розничная цена – 99 тенге за литр, текущая стоимость составляет 97,9 тенге за литр, – прим. ред.). Часть дизтоплива с помощью населения перетекает в этих направлениях. Граждане нашей страны, видя большой спрос, перевозят топливо в своих емкостях в эти страны и продают его там дешевле местного предложения», – говорит Аскар Джалдинов.
Собеседник поясняет: экспорт ГСМ за пределы Казахстана запрещен, но границы между нашей страной и соседними государствами, по сути, открыты. Что мешает, например, водителям фур загрузить бак своей машины на 500 литров и еще один, дополнительный, литров на 1000, пересечь границу и продать горючий груз? По сути, препятствий нет.
Однако сколько именно топлива утекает в соседние страны таким способом, определить сложно: границы открыты, никто не ведет статистику.
Отметим, что, по данным globalpetrolprices.com, самое дешевое дизельное топливо в мире в настоящее время продается в Венесуэле – 0,01 доллара за литр, самое дорогое – в Норвегии, 1,53 доллара за литр. Список отражает средние значения за период с 11 апреля
по 18 июля для стран, где имеются официальные сведения, и исторические данные для стран, где такой информации нет. Казахстан на траектории между государствами с самыми низкими и самыми высокими ценами на солярку занимает восьмую строчку снизу – 0,28 доллара за литр. От Венесуэлы нас отделяют Иран (0,10), Алжир (0,17), Саудовская Аравия (0,20), Египет (0,20), Туркменистан (0,25), Эквадор (0,27). В Кыргызстане, сообщает сайт, литр ДТ стоит 0,46 доллара, в России – 0,54 доллара, в Беларуси – 0,60 доллара.
Логика повышения цен
«Чем меньше государство регулирует, тем лучше. Госрегулирование искажает рынок», – такую точку зрения имеет директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов.
Предложение министерства он связывает с дефицитом дизтоплива. И вообще в решении отменить контроль над ценниками, на его взгляд, видится «скрытая форма розового повышения цен на ГСМ». На солярку – в первую очередь (сколько именно тенге прибавится к литру, сказать сложно), что касается бензина – «увидим».
Помимо этого, если розничная стоимость солярки будет отпущена в свободное плавание, это в теории должно привести к росту цен на нефть, поставляемую на переработку. Логическая цепочка такова. Цена на сырье для НПЗ считается обратным счетом от розничных цен на нефтепродукты. Изменится розничная вводная – будет пересчитана цена на нефть для заводов.
Валютно-топливная параллель
Независимый аналитик в нефтегазовой сфере Олжас Байдильдинов согласен с тем, что разница между казахстанскими ценами на дизельное топливо (и другие нефтепродукты) и российскими существенна. «У «северного соседа» 92-ой бензин сейчас стоит больше 170 тенге по текущему курсу, дизельное топливо примерно также. Конечно, есть фактор налогов, акцизов и качества, но в любом случае ценовой диспаритет существует», – говорит он.
Эксперт напоминает: курсовой диспаритет между тенге и рублем был одной из основных причин отпуска тенге в свободное плавание. «По ГСМ мы сейчас наблюдаем аналогичную ситуацию: АИ-92 отпустили в свободное плавание осенью прошлого года, сейчас отказываются от госрегулирования предельных розничных цен и на дизельное топливо», – комментирует он.
Олжас Байдильдинов предполагает, что в случае положительного решения об отмене госрегулирования солярка может подорожать на 5-7 тенге за литр, и «при этом можно ожидать аналогичного роста по бензину». Мы вряд ли увидим на ценниках 170 тенге, как в России: там продается дизельное топливо более высокого класса, к тому же, как уже пояснил спикер, действует фактор налогов, акцизов, качества.
«В целом вся наша ценовая линейка ниже, чем у наших соседей. Это, конечно, путь к дефициту и перетокам, что сейчас и наблюдается. При этом, учитывая социальную направленность нашего государства, можно предположить, что субсидии сельскому хозяйству, особенно в период уборочной кампании, будут сохранены, то есть сельхозтоваропроизводители получат топливо по льготным ценам», – уверен аналитик.
Дефицит VS избыток
По словам Аскара Джалдинова, на сегодняшний день «объем дизельного топлива с учетом прошлогодних данных и нынешних прогнозов вполне достаточен, поэтому как такового дефицита не должно быть». «Если кто-то будет говорить, что внутри страны не хватает дизельного топлива, это неправильно», – подчеркивает он.
Так, в этом году согласно прогнозам и заявкам Казахстан должен потребить 4 млн 600 тыс. тонн солярки, из них 700 тыс. – гарантированный объем для аграриев. И он, заверяет собеседник, выполняется на 100%, стоимость для фермеров «на руки» – 79 тенге за литр.
«То есть мы сохраняем для производителей сельскохозяйственной продукции объем и цену, обговоренные в начале года, вне зависимости от того, какое решение будет принято в ближайшее время по регулированию цены на дизтопливо», – сообщил руководитель пресс-службы Минэнерго.
Он также добавил, что в настоящее время потребность населения Казахстана в дизельном топливе составляет 4,6 млн тонн в год. Три нефтеперерабатывающих завода производят 4-4,2 млн тонн, недостающая часть закупается в России.