USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96071.20$
-1008.300

Эксперт: Бензин может подорожать на 5-7 тенге

Это возможно, если отменят госрегулирование цен на дизтопливо

Share
Share
Share
Tweet
Share
Эксперт: Бензин может подорожать на 5-7 тенге- Kapital.kz

Отмена государственного контроля над розничными ценами на дизельное топливо. То, что этот вопрос поднят именно сейчас, в профильном ведомстве объясняют необходимостью остановить перетоки солярки на соседние рынки. В России и Кыргызстане это топливо стоит в полтора раза больше, чем на внутреннем рынке Казахстана. В противном случае у нас возникнет дефицит. Эксперты связывают вопрос с уже существующими проблемами в этой сфере. И прогнозируют удорожание дизтоплива в случае, если будет принято решение в пользу свободного плавания. А вслед за этим – рост стоимости бензина. Один из аналитиков, прокомментировавших тему для центра деловой информации Kapital.kz, высказался на этот счет однозначно, другой – не исключил такого развития событий.

10 дней на дискуссии

19 июля этого года на сайте Министерства энергетики РК размещен проект приказа министра, в котором говорится о том, что предельная стоимость бензина марки АИ-80 установлена в размере 89 тенге за литр.

«При этом в проекте приказа нет ни слова о дизельном топливе. Это означает, что министерство энергетики предлагает отменить госрегулирование цен на дизельное топливо. Согласно опубликованному на сайте документу и действующему законодательству, в течение 10 дней мы должны этот вопрос обсудить со всеми заинтересованными сторонами», – прокомментировал для Kapital.kz руководитель пресс-службы Министерства энергетики РК Аскар Джалдинов.

Он уточнил, что в настоящее время эта работа активно ведется – идут переговоры с общественным советом, профильными организациями, ассоциациями, Министерством сельского хозяйства РК, Министерством национальной экономики РК. Однако пока говорить о результатах рано: общий настрой станет понятен ближе к концу обозначенного срока – 10 дней после обнародования проекта приказа.

Поймать ценовой баланс

Если государственное регулирование цен на дизельное топливо сохранится, то в ближайшее время мы ощутим дефицит этого вида ГСМ на внутреннем рынке – таково обоснование позиции министерства. Необходимо сбалансировать цены на казахстанских заправках с ценами поставщиков в соседних государствах.

«На сегодняшний день литр солярки в России стоит больше 180 тенге, в Кыргызстане – около 160 тенге (в Казахстане установлена предельная розничная цена – 99 тенге за литр, текущая стоимость составляет 97,9 тенге за литр, – прим. ред.). Часть дизтоплива с помощью населения перетекает в этих направлениях. Граждане нашей страны, видя большой спрос, перевозят топливо в своих емкостях в эти страны и продают его там дешевле местного предложения», – говорит Аскар Джалдинов.

Собеседник поясняет: экспорт ГСМ за пределы Казахстана запрещен, но границы между нашей страной и соседними государствами, по сути, открыты. Что мешает, например, водителям фур загрузить бак своей машины на 500 литров и еще один, дополнительный, литров на 1000, пересечь границу и продать горючий груз? По сути, препятствий нет.

Однако сколько именно топлива утекает в соседние страны таким способом, определить сложно: границы открыты, никто не ведет статистику.

Отметим, что, по данным globalpetrolprices.com, самое дешевое дизельное топливо в мире в настоящее время продается в Венесуэле – 0,01 доллара за литр, самое дорогое – в Норвегии, 1,53 доллара за литр. Список отражает средние значения за период с 11 апреля

по 18 июля для стран, где имеются официальные сведения, и исторические данные для стран, где такой информации нет. Казахстан на траектории между государствами с самыми низкими и самыми высокими ценами на солярку занимает восьмую строчку снизу – 0,28 доллара за литр. От Венесуэлы нас отделяют Иран (0,10), Алжир (0,17), Саудовская Аравия (0,20), Египет (0,20), Туркменистан (0,25), Эквадор (0,27). В Кыргызстане, сообщает сайт, литр ДТ стоит 0,46 доллара, в России – 0,54 доллара, в Беларуси – 0,60 доллара.

Логика повышения цен

«Чем меньше государство регулирует, тем лучше. Госрегулирование искажает рынок», – такую точку зрения имеет директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов.

Предложение министерства он связывает с дефицитом дизтоплива. И вообще в решении отменить контроль над ценниками, на его взгляд, видится «скрытая форма розового повышения цен на ГСМ». На солярку – в первую очередь (сколько именно тенге прибавится к литру, сказать сложно), что касается бензина – «увидим».

Помимо этого, если розничная стоимость солярки будет отпущена в свободное плавание, это в теории должно привести к росту цен на нефть, поставляемую на переработку. Логическая цепочка такова. Цена на сырье для НПЗ считается обратным счетом от розничных цен на нефтепродукты. Изменится розничная вводная – будет пересчитана цена на нефть для заводов.

Валютно-топливная параллель

Независимый аналитик в нефтегазовой сфере Олжас Байдильдинов согласен с тем, что разница между казахстанскими ценами на дизельное топливо (и другие нефтепродукты) и российскими существенна. «У «северного соседа» 92-ой бензин сейчас стоит больше 170 тенге по текущему курсу, дизельное топливо примерно также. Конечно, есть фактор налогов, акцизов и качества, но в любом случае ценовой диспаритет существует», – говорит он.

Эксперт напоминает: курсовой диспаритет между тенге и рублем был одной из основных причин отпуска тенге в свободное плавание. «По ГСМ мы сейчас наблюдаем аналогичную ситуацию: АИ-92 отпустили в свободное плавание осенью прошлого года, сейчас отказываются от госрегулирования предельных розничных цен и на дизельное топливо», – комментирует он.

Олжас Байдильдинов предполагает, что в случае положительного решения об отмене госрегулирования солярка может подорожать на 5-7 тенге за литр, и «при этом можно ожидать аналогичного роста по бензину». Мы вряд ли увидим на ценниках 170 тенге, как в России: там продается дизельное топливо более высокого класса, к тому же, как уже пояснил спикер, действует фактор налогов, акцизов, качества.

«В целом вся наша ценовая линейка ниже, чем у наших соседей. Это, конечно, путь к дефициту и перетокам, что сейчас и наблюдается. При этом, учитывая социальную направленность нашего государства, можно предположить, что субсидии сельскому хозяйству, особенно в период уборочной кампании, будут сохранены, то есть сельхозтоваропроизводители получат топливо по льготным ценам», – уверен аналитик.

Дефицит VS избыток

По словам Аскара Джалдинова, на сегодняшний день «объем дизельного топлива с учетом прошлогодних данных и нынешних прогнозов вполне достаточен, поэтому как такового дефицита не должно быть». «Если кто-то будет говорить, что внутри страны не хватает дизельного топлива, это неправильно», – подчеркивает он.

Так, в этом году согласно прогнозам и заявкам Казахстан должен потребить 4 млн 600 тыс. тонн солярки, из них 700 тыс. – гарантированный объем для аграриев. И он, заверяет собеседник, выполняется на 100%, стоимость для фермеров «на руки» – 79 тенге за литр.

«То есть мы сохраняем для производителей сельскохозяйственной продукции объем и цену, обговоренные в начале года, вне зависимости от того, какое решение будет принято в ближайшее время по регулированию цены на дизтопливо», – сообщил руководитель пресс-службы Минэнерго.

Он также добавил, что в настоящее время потребность населения Казахстана в дизельном топливе составляет 4,6 млн тонн в год. Три нефтеперерабатывающих завода производят 4-4,2 млн тонн, недостающая часть закупается в России.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.