USD
449.58₸
-0.490
EUR
486.94₸
-1.570
RUB
4.86₸
BRENT
86.75$
+0.250
BTC
70753.90$
+1358.700

Зачем отпускать в свободное плавание цены на АИ-80 и дизтопливо?

В РК могут отменить государственное регулирование розничных цен на бензин марки АИ-80

Share
Share
Share
Tweet
Share
Зачем отпускать в свободное плавание цены на АИ-80 и дизтопливо?- Kapital.kz

В Казахстане могут отменить государственное регулирование розничных цен на бензин марки АИ-80 и дизельное топливо. Министр энергетики РК Владимир Школьник высказал мнение, что регулирование должно быть отменено, поскольку «как только кто-то регулирует рынок, значит, что-то идет неправильно». И обозначил вероятные сроки рассмотрения этого вопроса – когда спадет максимум осеннего потребления.

Ситуация далека от рынка

До недавних пор государство регулировало стоимость трех топливных позиций – наиболее распространенной марки бензина АИ-92, марки АИ-80 и дизельного топлива. Государственного регулирования быть не должно, говорил глава профильного ведомства. Сергей Смирнов, эксперт в нефтегазовой сфере, согласен: исходя из законов рынка это правильно. Но проблема в том, что «наша ситуация далека от рынка». Аналогичную мысль по поводу отсутствия у нас таких отношений высказывает и Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК. Однако точку зрения о необходимости отмены госрегулирования не разделяет. «В наших условиях, когда происходит постоянная неразбериха с поставками, запасами, ценой реализации, государство вообще не должно так свободно отпускать цены на эти виды горючего», – считает он.

Но сейчас заговорили о возможной продаже нефтеперерабатывающих заводов. И это, на взгляд Олега Егорова, может стать причиной того, почему для АИ-80 и дизельного топлива могут отменить предельные розничные цены. Свободное ценообразование – фактор, привлекающий иностранных инвесторов.

Цены «уравнивают»

Если государство перестанет устанавливать предельные розничные цены на АИ-80, то цены на этот вид ГСМ вполне могут отреагировать так же, как это было с 92-м, однако через какое-то время все равно произойдет снижение, считает Сергей Смирнов. Он поясняет: потребности в этой марке не столь высоки. При этом специальные цены для аграриев, действующие во время посевных-уборочных работ, сохранят. «То есть производитель ничего не потеряет», – уверен эксперт.

Олег Егоров указывает на то, что большая часть производства АИ-80 приходится на мелкие компании, которые давальческим способом поставляют свое сырье на заводы и заключают договоры с заводами на получение 80-го бензина. Сегодня, отмечает эксперт, наблюдаются случаи поступления на АЗС плохого по качеству бензина, не исключено, что это тот же 80-й с добавлением присадок для увеличения октанового числа. Цены на 80-й и 92-й разные, но, получается, когда 80-й превращают в 92-й, они сравниваются непорядочными методами. «То есть отпускай не отпускай, такая ситуация уже наблюдается», – комментирует спикер ситуацию с ценами на бензины.

Другое дело – дизель

Что касается дизельного топлива, то оно в отличие от АИ-80, потребности в котором полностью покрываются казахстанскими заводами, частично завозится из России, говорит Сергей Смирнов. Поэтому можно ожидать роста цен на него.

Если рассматривать 5 последних изменений предельных цен, с августа 2014 года по май 2015-го, то стабильной оставалась лишь стоимость АИ-80 – 89 тенге за литр, в то время как цены на 92-ю марку и дизтопливо изменялись, причем можно говорить о более или менее схожих движениях ценников. Так, АИ-92/93 в августе 2014-го стоил 128 тенге за литр, в декабре предельную цену снижали дважды – до 115 и 109 тенге, в феврале 2015 года тариф опустили до 99 тенге, последнее изменение в рамках госрегулирования – 108 тенге в мае. Предельные цены на дизельное топливо также претерпевали изменения: 115 тенге за литр – в августе 2014 года, 107 – в декабре, 99 – в феврале 2015-го, это значение было сохранено в мае.

Олег Егоров отмечает: дизельное топливо всегда дешевле автомобильных бензинов, потому что содержание фракции, из которой его получают, в нефти всегда больше, чем содержание фракции, из которой получают бензин. «Поэтому, может, и будет какая-то неурядица в ценах, если госрегулирование отменят, но ситуация выправится. Цены на дизель могут повыситься», – говорит эксперт.

Погоня за ценниками

Между АИ-80, АИ-92 и более дорогими марками должен выдерживаться определенный ценовой промежуток. Если государственное регулирование 80-го будет отменено, то вполне можно ожидать подорожания 92-й марки. Олег Егоров считает: если отталкиваться от нынешней позиции – 125-130 тенге за литр АИ-92, то справедливая цена АИ-80 должна составить 90-100 тенге за литр.

В первых числах октября КазМунайГаз повысил на своих заправочных станциях стоимость бензина АИ-92 до 130 тенге за литр. Заметим, что именно о такой цене говорил глава национальной компании Сауат Мынбаев во время пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций, на которой было объявлено о новой политике государства в отношении этой марки.

После того как ценники на некоторых АЗС пошли вверх, министерство национальной экономики поручило Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции выявить причины этого. Крупные АЗС должны были предоставить информацию о структуре ценообразования марки АИ-92.

В настоящее время крупные сети пока сохраняют ценовое спокойствие. В «Газпром нефть – Казахстан» пояснили: во всех регионах присутствия сети, кроме Астаны, средняя стоимость бензина АИ-92 за литр составляет 125 тенге, в Астане – 127,2 тенге, при этом компания реализует 92-ю марку только российского производства. По данным на 18:00 14 октября, на сайте Sinooil значилась цифра 125 напротив АИ-92 и АИ-93, Helios придерживается той же цены в отношении 92-й марки.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.