До конца лета должно вступить в силу соглашение Евразийского экономического союза о свободной торговле с Вьетнамом. Соответствующий договор, подписанный год назад, уже ратифицировали большинство из стран евразийской «пятерки». Это будет первый опыт сотрудничества интеграционного образования с третьими странами в формате свободной торговли.
На вопрос, почему именно Вьетнам, эксперты отвечают: так сложились обстоятельства. Для ЕАЭС эксперимент с этой страной представляет удачное сочетание небольших торговых рисков и большого политического значения на международной арене. Торговый оборот с Вьетнамом не столь велик, чтобы угрожать отечественному производителю, зато население – 90 миллионов – вполне себе приличное окно в Азию.
Сейчас в торговле с Вьетнамом действует режим наибольшего благоприятствования, применяемый средневзвешенный тариф составляет 9,5%. Сразу после вступления в силу Соглашения о свободной торговле с ЕЭАС Вьетнам должен будет отменить (обнулить) для поставщиков из стран ЕАЭС ввозные таможенные пошлины более чем на 58% тарифных линий от общей товарной номенклатуры. В отношении еще 30% товарной номенклатуры ставки ввозных таможенных пошлин будут снижаться постепенно в течение 12 лет и к 2027 году достигнут 0%.
Таким образом, отмена ввозных таможенных пошлин вьетнамской стороной не охватывает только 12% позиций товарной номенклатуры, и по большинству из них, утверждают эксперты Евразийской экономической комиссии, у стран ЕАЭС отсутствует экспортный интерес. Со своей стороны ЕАЭС также сохраняет защиту по 12% товарной номенклатуры. Среди них мясо, молоко, чай, кофе, сахар, растворимые напитки, машины и т.д.
В течение переходного периода средняя ставка таможенных пошлин Вьетнама должна снизиться до 1%. В то же время для Вьетнама средняя арифметическая пошлина снизится с 9,7% до 2%.
Впрочем, в необъятной товарной номенклатуре ВЭД выделяется всего несколько групп товаров, которые представляют реальный торговый интерес для ЕАЭС и Вьетнама и соответственно несут экономические угрозы.
Для Казахстана наиболее реалистичными экспортными позициями являются сталь, прокатная и трубная продукция из черных металлов, металлоконструкции. Другое дело, что в отношении стали и железа во Вьетнаме действует автоматическое лицензирование импорта, которое не отменяется соглашением о ЗСТ, а это дополнительные хлопоты для поставщика. Что касается импорта труб, то в отношении него во Вьетнаме специальных ограничений не существует, причем пошлины по многим видам труб уже сегодня являются нулевыми.
Кроме металла, Казахстан потенциально может поставлять во Вьетнам химическую продукцию, стройматериалы, продукты питания.
Для белорусской стороны наибольший интерес представляет молочный рынок Вьетнама, импортные пошлины на котором обнулятся со дня вступления соглашения о ЗСТ в силу. Вьетнам обеспечивает свои потребности в молоке за счет внутреннего производства только на 30%, остальные 70% молока импортируются из США, Новой Зеландии и Евросоюза. Высоким спросом пользуются обезжиренное сухое молоко, молочная сыворотка и лактоза, так что в Минсельхозпроде Беларуси возлагают большие надежды на открывающееся вьетнамское направление.
Одномоментно обнулится пошлина и на пшеничную муку – еще одну крупную импортную статью Вьетнама. Но эта позиция заинтересует прежде всего Россию.
Потенциальный интерес представляет рынок мяса, особенно свинины, которую Вьетнам покупает в Гонконге, Испании, Италии, Дании, США и Канаде. Однако обнуление пошлин на свинину растянуто соглашением на 5 лет, на мясо птицы – до 2020 года. И лишь пошлины на говядину обнулятся моментально.
Рынок алкогольной продукции во Вьетнаме эксперты ЕЭК оценивают «примерно в 2 млн 9-литровых ящиков крепкого алкоголя и в 1,3 млн 9-литровых ящиков вина в год». Потребление алкоголя за последние 10 лет выросло примерно в 3,5 раза, и ожидается, что рост продолжится в ближайшем будущем. Однако быстрого снижения пошлин тут ждать не приходится. Так, ставка на водку постепенно снизится до 20,5% в период с даты вступления соглашения в силу до 2020 года, а 0% она достигнет только к 2026 году. Кроме того, во Вьетнаме действуют акцизы на алкоголь.
В категории промышленности евразийская сторона уповает на то, что сможет постепенно нарастить поставки во Вьетнам нефтепродуктов, автомобилей и запасных частей, в том числе шин, однако для этих позиций переходный период продлится до 2020 – 2027 годов. А кроме того, на рынке автомобилей странам ЕАЭС придется конкурировать с мировыми производителями.
Что касается интересов Вьетнама в ЕАЭС, то они прежде всего касаются экспорта рыбы и морепродуктов, риса, овощей, фруктов, орехов, а также продукции легкой промышленности и электронного оборудования, включая телефоны и смартфоны. Вьетнамский импорт по данным позициям обещает вырасти, и в части легпрома это должно серьезно беспокоить Беларусь и Россию. Ведь азиатская страна входит в пятерку крупнейших экспортеров текстиля, предметов одежды и аксессуаров.
Правда считается, что соломку под евразийский легпром при заключении соглашения подстелили. Так, тарифная защита будет сохранена в отношении пальто, костюмов, жакетов, блейзеров и пиджаков. А по таким наименованиям, как сорочки, платья, брюки, юбки, нижнее белье и прочая одежда планируется применять триггерный механизм, позволяющий в случае угрозы для рынка вводить в упрощенном порядке ставки пошлины на уровне единого таможенного тарифа ЕАЭС.
Одной из главных для Вьетнама позиций, по которой пошлина ЕАЭС обнуляется, является рис. Но по ней стране предоставлена минимальная квота – всего 10 тыс. тонн, которые будут поделены между странами ЕАЭС. Как раз сейчас решается вопрос о распределении квоты. Объемы вьетнамского риса сверх квоты будут облагаться пошлиной по ставке 10%.
Еще одна потенциальная угроза для рынка ЕАЭС – вьетнамская мебель. Ее экспорт измеряется миллиардами долларов, правда вьетнамская мебельная отрасль зависит от импорта лесоматериалов. По договору о ЗСТ Вьетнам взял на себя обязательства по снижению ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров ЕАЭС как по непереработанным лесоматериалам (древесина в виде бревен, опилок, древесный уголь), так и по продуктам переработки древесных материалов (ДСП, пиломатериалы, профили, фанера, оконные рамы, ящики). В то же время ЕАЭС в качестве защиты предусмотрел механизм возврата пошлин на вьетнамскую мебель.
По официальным расчетам, заложенные в договор преференции позволят ЕАЭС и Вьетнаму удвоить товарооборот, выйдя на показатель порядка $10 млрд в год.
Впрочем, в общем объеме внешней торговли Казахстана на долю Вьетнама приходится всего 0,5%, в общем объеме экспорта и того меньше – 0,2%. Так, за январь – апрель 2016 года взаимный товарооборот Казахстана с Вьетнамом составил всего $86 млн, причем импорт из Вьетнама почти в 3 раза превысил экспорт.
И все же, несмотря на незначительные объемы торговли, свобода, обещанная соглашением о ЗСТ, таит в себе новые вызовы рынку ЕАЭС. Прежде всего они связаны с потенциальным реэкспортом: при обнулении пошлин велик соблазн под видом вьетнамской рыбы или одежды продавать малазийскую, индонезийскую, китайскую. Для предотвращения этих рисков было даже разработано специальное приложение к договору – перечень особых критериев происхождения товаров.
Похоже, Вьетнам станет опытной площадкой, на которой ЕАЭС предстоит отработать механизмы свободной торговли с третьими странами. На очереди еще порядка 40 государств, которые изъявили желание свободно торговать со странами ЕАЭС. Последние заявки поданы от Иордании, Камбоджи, Туниса, Сирии, Сингапура.
Сейчас проводятся совместные исследования о целесообразности заключения договора о ЗСТ с Египтом, Индией и Ираном. При этом с Египтом такая работа находится на завершающей стадии, исследовательская группа готовится доложить свои выводы руководству заинтересованных стран. Также близка к завершению работа с Индией, ведутся переговоры с Ираном.
Последний представляет для ЕАЭС значительный интерес в связи с большой покупательской способностью, особенно в свете снятия международных санкций. В связи с этим параллельно с работой совместной исследовательской группы было принято решение о запуске неформальных консультаций с Ираном.