Авиакомпании «Эйр Астана» и QAZAQ AIR прокомментировали намерение Комитета по регулированию естественных монополий отказаться от регулирования цен на услуги казахстанских аэропортов, которое было озвучено на прошедшей неделе. По мнению перевозчиков, такое нововведение может сказаться на ценах на авиабилеты. Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе QAZAQ AIR.
Глава Комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ) Серик Жумангарин на презентации законопроекта по вопросам конкуренции сказал, что правительство в ближайшее время рассмотрит вопрос об отмене госрегулирования цен на услуги отечественных аэропортов. Это услуги телескопического трапа, обслуживание пассажиров, взлет-посадка, всего 13 видов услуг.
«Напрашивается резонный вопрос: как в случае отмены регулирования авиакомпании смогут согласовывать тарифы с аэропортами, которые являются монополистами в каждом городе Казахстана? По мнению представителей авиакомпаний и вопреки заявлениям Серика Жумангарина, отмена регулирования неминуемо приведет к повышению стоимости воздушных перевозок в целом и авиабилетов в частности. Уже давно свыше 100 видов тарифов аэропортов на монопольно оказываемые услуги никак не регулируются со стороны КРЕМ, и в результате авиакомпании вынуждены принимать многократные повышения тарифов аэропортов, которые являются второй крупнейшей статьей расходов авиакомпаний после авиационного топлива», — говорится в сообщении QAZAQ AIR.
Также отмечается, что во всем мире тарифы аэропортов являются предметом публичных слушаний и подлежат государственному регулированию, в то же время руководство КРЕМ, призванного регулировать тарифы естественных монополистов, предлагает отменить данный контроль.
Что касается нерентабельных региональных аэропортов с низкими объемами перевозок, никакое повышение тарифов не покроет операционные расходы, но, наоборот, приведет к закрытию авиарейсов в эти регионы, уверены авиаперевозчики.
«Как было отмечено Сериком Жумангариным, аэропорты Алматы, Астаны и Тараза являются самыми прибыльными аэропортами в Казахстане и получили чистую прибыль в 2014 году 7,3 млрд тенге, 616 млн тенге и 210,1 млн тенге соответственно. Жумангарин считает, что отмена госрегулирования позволит региональным аэропортам заработать дополнительные доходы. Однако из-за географического расположения и ограниченных возможностей рынка региональные аэропорты не обслуживают международные рейсы. Большинство международных рейсов из и в Казахстан обслуживается прибыльными аэропортами, включая Алматы, Астану, Атырау, Актау и Караганду», — пояснили в авиакомпании.
Они уверены, что при отказе от регулирования цен на услуги казахстанских аэропортов в выигрышном положении окажутся только уже прибыльные аэропорты, такие как в городах Алматы и АстанЕ, но не региональные аэропорты.
Национальные авиаперевозчики сходятся во мнении, что эффективное развитие казахстанских аэропортов не должно достигаться за счет введения необоснованно высоких аэропортовых тарифов.
«Аэропорты Казахстана и услуги аэронавигации являются национальными активами, и в соответствии с международной практикой все капитальные вложения в них осуществляются за счет государства. Будет большой ошибкой накладывать на отечественные авиакомпании дополнительное бремя с целью развития инфраструктуры аэропортов, причем перевозчики являются единственным источником доходов для тех же аэропортов. Многие отечественные авиакомпании на сегодня являются убыточными, поскольку основная часть расходов должна быть оплачена в твердой валюте: расходы на самолеты, запасные части, крупные формы технического обслуживания и другие. Освобождение из-под регулирования заведомо монопольных услуг аэропортов неминуемо ляжет на плечи авиакомпаний и в конечном итоге — на плечи самих пассажиров», — говорят представители авиакомпаний.
Международная организация гражданской авиации ИКАО определила принципы в отношении аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание, согласно которым правительство должно принять ответственность за экономический надзор, обеспечить консультации аэропортов с пользователями услуг и установить надлежащее эффективное управление аэропортами, резюмировали в QAZAQ AIR.