USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.89$
+0.330
BTC
97180.30$
+2931.600

S&P в 2016 году не прогнозирует рост ВВП Казахстана

В службе кредитных рейтингов пояснили свои оценки

Share
Share
Share
Tweet
Share
S&P в 2016 году не прогнозирует рост ВВП Казахстана - Kapital.kz

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-» и «A-3». Прогноз остается «Негативным». Мы также подтвердили рейтинги Казахстана по национальной шкале «kzAA». Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на отчет S&P.

«Позитивное влияние на рейтинги Казахстана по-прежнему оказывают сильные бюджетные показатели, обусловленные многолетними профицитами бюджета. В частности, прогнозируем, что в ближайшие несколько лет расширенное правительство останется нетто-кредитором благодаря тому, что власти располагают возможностями и демонстрируют готовность сдерживать рост расходов. Уровень рейтингов Казахстана по-прежнему ограничен недостаточной, по нашему мнению, эффективностью институциональной системы и управления, что обусловлено высокой степенью централизации политических процессов, умеренным уровнем благосостояния, высокой зависимостью от нефтегазового сектора и ограниченной гибкостью денежно-кредитной политики», - отмечают аналитики S&P.

Как подчеркивают эксперты, экономика Казахстана в высокой степени зависит от нефтяного сектора, на долю которого приходится 20% ВВП (оценка), 50% доходов бюджета и 60% экспорта. «Учитывая снижение мировых цен на нефть, ожидаем, что в 2016 году рост ВВП будет нулевым либо незначительно отрицательным. Динамика ВВП, скорее всего, будет обусловлена сокращением объемов экспорта и практически нулевым, по нашим прогнозам, ростом нефтедобычи (если крупное шельфовое нефтяное месторождение Кашаган не будет введено в эксплуатацию на полную мощность ранее 2018 года). Кроме того, наш прогноз экономического роста исходит из спада потребления в результате девальвации тенге, высокой инфляции и сокращения объемов потребительского кредитования», - пишут аналитики.

В 2017-2019 годы, как ожидают в S&P, экономические показатели Казахстана несколько восстановятся по мере роста потребительского спроса и увеличения объема инвестиций. «Наш долгосрочный прогноз в отношении роста экономики страны будет зависеть от динамики цен на нефть, реализации Кашаганского проекта и проведения недавно объявленных структурных реформ», - говорят аналитики.

Они полагают, что переход к «плавающему» курсу тенге в целом завершен, учитывая, что в условиях значительного обесценения национальной валюты с августа 2015 года. Национальный банк РК (НБРК) практически не осуществлял валютных интервенций в последние три месяца, даже в январе 2016 года, когда цена на нефть упала до 30 долларов за баррель.

«Ожидаем, что дефицит счета текущих операций составит в среднем около 2% ВВП в 2015-2017 годы по сравнению с профицитом, отмечавшимся в 2010-2014 годы. В то же время мы ожидаем, что объем импорта сократится, в том числе вследствие снижения валютного курса, а постепенный рост цен на нефть будет способствовать восстановлению показателей счета текущих операций (СТО) и в дальнейшем обусловит его профицит. С учетом дефицита счета текущих операций в ближайшие два года чистые внешние обязательства Казахстана превысят 100% поступлений по СТО, а объем ликвидных внешних активов будет превышать объем долга более чем на 45-50% поступлений по СТО (оценка). По нашим оценкам, более половины внешних обязательств РК составляют прямые иностранные инвестиции, классифицируемые как долговые инструменты. Последние несколько лет доля этих обязательств увеличивается», - предполагают аналитики.

Они отмечают, что несмотря на сокращение поступлений по СТО аналитики ожидают, что в 2016-2017 годы объем международных резервов останется стабильным благодаря поступлениям по финансовому счету: средствам от репатриации активов Национального фонда РК (НФРК) в рамках стимулирующих мер правительства и росту внешних заимствований, полученных главным образом от международных финансовых организаций, которые выразили готовность предоставлять ресурсы Правительству РК. Привлечение внешних заимствований поможет компенсировать ожидаемое сокращение прямых иностранных инвестиций с 5% ВВП в последние пять лет до 2% ВВП в 2015-2016 годы.

«Полагаем, что возможности НБРК влиять на ситуацию на внутреннем денежно-кредитном рынке ограничены слабыми механизмами трансмиссии. Помимо узких рынков капитала, банковская система Казахстана является очень неустойчивой, и уровень ее долларизации растет. В декабре 2015 году доля депозитов в иностранной валюте выросла до 67% совокупных депозитов, в то время как в конце 2014 году их доля составляла 55%, а в конце 2013 года – менее 40%. Кроме того, недавнее падение цен на нефть и дальнейшее обесценение тенге повысят сложность задач, стоящих перед НБРК, в частности обусловят необходимость поддержания финансовой стабильности, темпов роста кредитования и экономического роста и таргетирования инфляции.

Мы отмечаем, что предсказуемость и результативность политики НБРК в этом контексте могут снизиться. По нашим ожиданиям, вслед за скачком инфляции до 13,6% в 2015 г. этот показатель останется на двузначном уровне и в 2016 году. Вместе с тем мы отмечаем, что НБРК начал вводить ряд инструментов денежно-кредитной политики в рамках стратегии таргетирования инфляции», - считают аналитики.

Учитывая снижение цен на нефть и проводимую правительством программу стимулирования, они полагают, что в 2016-2017 годы бюджет Правительства РК будет исполняться с дефицитом (на консолидированной основе с учетом средств НФРК).

«Принимая во внимание ожидаемые дефициты бюджета и колебания обменного курса, мы прогнозируем рост долга расширенного правительства, измеряемого в процентах ВВП. Помимо ежегодных перечислений средств из НФРК в бюджет центрального правительства фонд с недавнего времени используется для оказания поддержки национальной экономике. Стимулирующая программа включает расходы объемом 5,5 млрд долларов их финансирование началось в 2014 году) и расходы на инвестиции в инфраструктуру объемом 9 млрд долларов, которые будут использованы до 2018 года. (их финансирование началось в 2015 году). В феврале 2016 года правительство объявил о введении дополнительных мер в целях поддержания экономического роста», - подчеркивают эксперты рейтингового агентства.

На их взгляд, правительство по-прежнему располагает возможностями и демонстрирует высокую готовность сдерживать бюджетные расходы в ближайшие несколько лет (после завершения стимулирующей программы). «Полагаем, что начиная с 2018 года бюджет расширенного правительства вновь будет исполняться с профицитом. Правительство рассматривает вероятность реализации различных сценариев, в том числе допускающих падение цен на нефть до уровня ниже 25 долларов за баррель. При этом, учитывая значительную долю капитальных расходов, полагаем, что гибкость расходов бюджета остается относительно высокой», - говорится в сообщении агентства.

По их мнению, снижение обменного курса может способствовать поддержанию уровня доходов в 2016 году. «В то время как меры по мобилизации бюджетных доходов, в частности связанные с повышением собираемости налога на добавленную стоимость, и восстановление цен на нефть могут увеличить рост доходов в долгосрочной перспективе. В настоящее время мы не прогнозируем значительных доходов от продажи имущества. Несмотря на планы масштабной приватизации, объявленной правительством в 2015 году, полагаем, что она в большей степени направлена на привлечение стратегических инвесторов (а это может потребовать длительного времени), а не на быструю мобилизацию доходов», - говорится в сообщении.

По прогнозам аналитиков, благодаря ожидаемому восстановлению бюджетных показателей уровень долга расширенного правительства по-прежнему будет составлять менее 25% ВВП. «Это по нашему мнению, не высокий показатель. При этом благодаря значительному объему ликвидных активов, накопленных в НФРК и составляющих более 50% ВВП, правительство будет оставаться нетто-кредитором. В то же время наша оценка долговой нагрузки не включает долг организаций, связанных с государством (ОСГ), данных о котором в открытом доступе нет (согласно нашим оценкам, в конце 2015 г. долг ОСГ составлял более 15% ВВП)», - отмечают аналитики.

В 2016-2017 годы дефицит консолидированного бюджета расширенного правительства, скорее всего, будет финансироваться за счет заимствований на внутреннем рынке капитала, а также средств международных организаций, в частности Азиатского банка развития и Всемирного банка. «Насколько мы понимаем, внутренние займы могут быть частично использованы для докапитализации банковской системы страны в случае давления на базу капитала банков, вызванного обесценением тенге. По нашим прогнозам, объем проблемных кредитов (просроченных более чем на 90 дней) банковской системы РК увеличится с 9,5% по состоянию на 1 декабря 2015 года. (согласно официальной отчетности) до 12-14% в конце 2016 года.

В апреле 2015 года президент РК Нурсултан Назарбаев одержал победу на досрочных президентских выборах. «Это, на наш взгляд, способствует поддержанию политической стабильности. Мы отмечаем, что в последние годы политическая система Казахстана является одной из самых стабильных в регионе. После возобновления полномочий президент анонсировал пять институциональных и экономических реформ, которые должны предотвратить замедление экономического роста…», - говорят аналитики.

Прогноз по суверенным рейтингам – «Негативный», что отражает мнение о внешнеэкономических и монетарных рисках для Казахстана в ближайшие 24 месяца, принимая во внимание текущие неблагоприятные и неустойчивые условия на международном рынке сырья.

«Мы можем понизить долгосрочные рейтинги Казахстана, например, если придем к выводу, что риски, связанные со сдерживанием инфляции, которые могут возникнуть в условиях ослабления обменного курса и необходимости поддержания стабильности в банковской системе, приведут к снижению предсказуемости и результативности монетарной политики, или если мы придем к выводу о продолжающемся увеличении внешнеэкономических дисбалансов. Мы можем пересмотреть прогноз по суверенным рейтингам на «Стабильный» в случае, если рост цен на нефть и предпринимаемые меры правительства приведут к снижению нешнеэкономических дисбалансов, а также монетарных рисков в краткосрочной и среднесрочной перспективе», - отмечают аналитики.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.