Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-» и «A-3». Прогноз остается «Негативным». Мы также подтвердили рейтинги Казахстана по национальной шкале «kzAA». Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на отчет S&P.
«Позитивное влияние на рейтинги Казахстана по-прежнему оказывают сильные бюджетные показатели, обусловленные многолетними профицитами бюджета. В частности, прогнозируем, что в ближайшие несколько лет расширенное правительство останется нетто-кредитором благодаря тому, что власти располагают возможностями и демонстрируют готовность сдерживать рост расходов. Уровень рейтингов Казахстана по-прежнему ограничен недостаточной, по нашему мнению, эффективностью институциональной системы и управления, что обусловлено высокой степенью централизации политических процессов, умеренным уровнем благосостояния, высокой зависимостью от нефтегазового сектора и ограниченной гибкостью денежно-кредитной политики», - отмечают аналитики S&P.
Как подчеркивают эксперты, экономика Казахстана в высокой степени зависит от нефтяного сектора, на долю которого приходится 20% ВВП (оценка), 50% доходов бюджета и 60% экспорта. «Учитывая снижение мировых цен на нефть, ожидаем, что в 2016 году рост ВВП будет нулевым либо незначительно отрицательным. Динамика ВВП, скорее всего, будет обусловлена сокращением объемов экспорта и практически нулевым, по нашим прогнозам, ростом нефтедобычи (если крупное шельфовое нефтяное месторождение Кашаган не будет введено в эксплуатацию на полную мощность ранее 2018 года). Кроме того, наш прогноз экономического роста исходит из спада потребления в результате девальвации тенге, высокой инфляции и сокращения объемов потребительского кредитования», - пишут аналитики.
В 2017-2019 годы, как ожидают в S&P, экономические показатели Казахстана несколько восстановятся по мере роста потребительского спроса и увеличения объема инвестиций. «Наш долгосрочный прогноз в отношении роста экономики страны будет зависеть от динамики цен на нефть, реализации Кашаганского проекта и проведения недавно объявленных структурных реформ», - говорят аналитики.
Они полагают, что переход к «плавающему» курсу тенге в целом завершен, учитывая, что в условиях значительного обесценения национальной валюты с августа 2015 года. Национальный банк РК (НБРК) практически не осуществлял валютных интервенций в последние три месяца, даже в январе 2016 года, когда цена на нефть упала до 30 долларов за баррель.
«Ожидаем, что дефицит счета текущих операций составит в среднем около 2% ВВП в 2015-2017 годы по сравнению с профицитом, отмечавшимся в 2010-2014 годы. В то же время мы ожидаем, что объем импорта сократится, в том числе вследствие снижения валютного курса, а постепенный рост цен на нефть будет способствовать восстановлению показателей счета текущих операций (СТО) и в дальнейшем обусловит его профицит. С учетом дефицита счета текущих операций в ближайшие два года чистые внешние обязательства Казахстана превысят 100% поступлений по СТО, а объем ликвидных внешних активов будет превышать объем долга более чем на 45-50% поступлений по СТО (оценка). По нашим оценкам, более половины внешних обязательств РК составляют прямые иностранные инвестиции, классифицируемые как долговые инструменты. Последние несколько лет доля этих обязательств увеличивается», - предполагают аналитики.
Они отмечают, что несмотря на сокращение поступлений по СТО аналитики ожидают, что в 2016-2017 годы объем международных резервов останется стабильным благодаря поступлениям по финансовому счету: средствам от репатриации активов Национального фонда РК (НФРК) в рамках стимулирующих мер правительства и росту внешних заимствований, полученных главным образом от международных финансовых организаций, которые выразили готовность предоставлять ресурсы Правительству РК. Привлечение внешних заимствований поможет компенсировать ожидаемое сокращение прямых иностранных инвестиций с 5% ВВП в последние пять лет до 2% ВВП в 2015-2016 годы.
«Полагаем, что возможности НБРК влиять на ситуацию на внутреннем денежно-кредитном рынке ограничены слабыми механизмами трансмиссии. Помимо узких рынков капитала, банковская система Казахстана является очень неустойчивой, и уровень ее долларизации растет. В декабре 2015 году доля депозитов в иностранной валюте выросла до 67% совокупных депозитов, в то время как в конце 2014 году их доля составляла 55%, а в конце 2013 года – менее 40%. Кроме того, недавнее падение цен на нефть и дальнейшее обесценение тенге повысят сложность задач, стоящих перед НБРК, в частности обусловят необходимость поддержания финансовой стабильности, темпов роста кредитования и экономического роста и таргетирования инфляции.
Мы отмечаем, что предсказуемость и результативность политики НБРК в этом контексте могут снизиться. По нашим ожиданиям, вслед за скачком инфляции до 13,6% в 2015 г. этот показатель останется на двузначном уровне и в 2016 году. Вместе с тем мы отмечаем, что НБРК начал вводить ряд инструментов денежно-кредитной политики в рамках стратегии таргетирования инфляции», - считают аналитики.
Учитывая снижение цен на нефть и проводимую правительством программу стимулирования, они полагают, что в 2016-2017 годы бюджет Правительства РК будет исполняться с дефицитом (на консолидированной основе с учетом средств НФРК).
«Принимая во внимание ожидаемые дефициты бюджета и колебания обменного курса, мы прогнозируем рост долга расширенного правительства, измеряемого в процентах ВВП. Помимо ежегодных перечислений средств из НФРК в бюджет центрального правительства фонд с недавнего времени используется для оказания поддержки национальной экономике. Стимулирующая программа включает расходы объемом 5,5 млрд долларов их финансирование началось в 2014 году) и расходы на инвестиции в инфраструктуру объемом 9 млрд долларов, которые будут использованы до 2018 года. (их финансирование началось в 2015 году). В феврале 2016 года правительство объявил о введении дополнительных мер в целях поддержания экономического роста», - подчеркивают эксперты рейтингового агентства.
На их взгляд, правительство по-прежнему располагает возможностями и демонстрирует высокую готовность сдерживать бюджетные расходы в ближайшие несколько лет (после завершения стимулирующей программы). «Полагаем, что начиная с 2018 года бюджет расширенного правительства вновь будет исполняться с профицитом. Правительство рассматривает вероятность реализации различных сценариев, в том числе допускающих падение цен на нефть до уровня ниже 25 долларов за баррель. При этом, учитывая значительную долю капитальных расходов, полагаем, что гибкость расходов бюджета остается относительно высокой», - говорится в сообщении агентства.
По их мнению, снижение обменного курса может способствовать поддержанию уровня доходов в 2016 году. «В то время как меры по мобилизации бюджетных доходов, в частности связанные с повышением собираемости налога на добавленную стоимость, и восстановление цен на нефть могут увеличить рост доходов в долгосрочной перспективе. В настоящее время мы не прогнозируем значительных доходов от продажи имущества. Несмотря на планы масштабной приватизации, объявленной правительством в 2015 году, полагаем, что она в большей степени направлена на привлечение стратегических инвесторов (а это может потребовать длительного времени), а не на быструю мобилизацию доходов», - говорится в сообщении.
По прогнозам аналитиков, благодаря ожидаемому восстановлению бюджетных показателей уровень долга расширенного правительства по-прежнему будет составлять менее 25% ВВП. «Это по нашему мнению, не высокий показатель. При этом благодаря значительному объему ликвидных активов, накопленных в НФРК и составляющих более 50% ВВП, правительство будет оставаться нетто-кредитором. В то же время наша оценка долговой нагрузки не включает долг организаций, связанных с государством (ОСГ), данных о котором в открытом доступе нет (согласно нашим оценкам, в конце 2015 г. долг ОСГ составлял более 15% ВВП)», - отмечают аналитики.
В 2016-2017 годы дефицит консолидированного бюджета расширенного правительства, скорее всего, будет финансироваться за счет заимствований на внутреннем рынке капитала, а также средств международных организаций, в частности Азиатского банка развития и Всемирного банка. «Насколько мы понимаем, внутренние займы могут быть частично использованы для докапитализации банковской системы страны в случае давления на базу капитала банков, вызванного обесценением тенге. По нашим прогнозам, объем проблемных кредитов (просроченных более чем на 90 дней) банковской системы РК увеличится с 9,5% по состоянию на 1 декабря 2015 года. (согласно официальной отчетности) до 12-14% в конце 2016 года.
В апреле 2015 года президент РК Нурсултан Назарбаев одержал победу на досрочных президентских выборах. «Это, на наш взгляд, способствует поддержанию политической стабильности. Мы отмечаем, что в последние годы политическая система Казахстана является одной из самых стабильных в регионе. После возобновления полномочий президент анонсировал пять институциональных и экономических реформ, которые должны предотвратить замедление экономического роста…», - говорят аналитики.
Прогноз по суверенным рейтингам – «Негативный», что отражает мнение о внешнеэкономических и монетарных рисках для Казахстана в ближайшие 24 месяца, принимая во внимание текущие неблагоприятные и неустойчивые условия на международном рынке сырья.
«Мы можем понизить долгосрочные рейтинги Казахстана, например, если придем к выводу, что риски, связанные со сдерживанием инфляции, которые могут возникнуть в условиях ослабления обменного курса и необходимости поддержания стабильности в банковской системе, приведут к снижению предсказуемости и результативности монетарной политики, или если мы придем к выводу о продолжающемся увеличении внешнеэкономических дисбалансов. Мы можем пересмотреть прогноз по суверенным рейтингам на «Стабильный» в случае, если рост цен на нефть и предпринимаемые меры правительства приведут к снижению нешнеэкономических дисбалансов, а также монетарных рисков в краткосрочной и среднесрочной перспективе», - отмечают аналитики.