Сельхозтоваропроизводители не будут освобождены от налогов ни на какой срок, так как они находятся в льготном налоговом режиме. Так, сегодня благодаря единому земельному налогу фермеры платят 20% корпоративного подоходного налога (КПН) из которых 70% предоставляется им в виде льгот. К тому же, сейчас в государстве внедрен новый механизм рационального использования земли, согласно которому будут налагаться санкции на нерадивых фермеров, которые хищнически высасывают ресурсы из предоставленной им в долгосрочную аренду земли, не вкладывая средств в ее удобрение. Об этом сегодня на проходящем в Астане Съезде фермеров Казахстана заявил министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам Асылжана Мамытбекова, сегодня в стране внедрен механизм рационального использования земли. Он будет действовать раз в семь лет по богарной земле, то есть земле, где сельскохозяйственные культуры возделывают без искусственного орошения и раз в пять лет по орошаемой земле.
«Будет приходить государственная служба, делать агрохимический анализ почвы и, если зафиксирует ухудшение, если параметры земельного участка будут снижаться, то последуют соответствующие меры. Есть административные меры, а будут и меры вплоть до лишения прав на землю. Да, конечно, это некомфортно для некоторых фермеров. Ведь к чему они раньше привыкли: не покупали удобрения, ничего не вносили, все выкашивали до последней соломинки. Они не использовали нулевую технологию, поэтому почва беднела. А если в почву ничего не вносится, а все из нее выкачивается, то наше национальное богатство – земля, бесконтрольно эксплуатируется. Да, мы готовы обсуждать методику агрохимического анализа, но такого больше не будет, что аграрий получил землю сроком на 49 лет и делает с ней все, что хочет без контроля. Мы такого больше не позволим», - решительно заявил глава Минсельхоза Асылжан Мамытбеков.
В то же время, в ходе работы съезда фермеров министру сельского хозяйства поступило предложение: освободить животноводов республики на пять лет от всех видов налогов с тем, чтобы резко повысить производительность в этой сфере сельскохозяйственного бизнеса. Однако министр был неумолим, приведя свои аргументы против освобождения аграриев вообще от всех видов налогообложения.
«Если мы освободим сельхозтоваропроизводителей на пять лет по налогам с тем, чтобы они якобы получили некий импульс развития, то эта идея не соответствует действительности. Налоги сейчас не представляют проблемы для сельского хозяйства. Фермеры платят очень мало налогов, это нужно признать и, положа руку на сердце, честно признаться, что крестьянские хозяйства благодаря единому земельному налогу почти ничего не платят в бюджет. Хотя, чем они лучше других предпринимателей, которые точно также занимаются бизнесом. Если мне скажут, что 70-процентная льгота, которую сегодня государство предоставляет аграриям, это мало, то я категорически с этим не соглашусь. Сегодня все налоги, кроме земельного налога, целиком и полностью зависят от предпринимательской активности. Это налог на добавленную стоимость и корпоративный подоходный налог. Если у вас есть прибыль, то почему вы не должны платить налог с прибыли: неужели ваш ребенок не должен ходить в школу, вы не должны ездить по отремонтированным дорогам, а врачи должны обслуживать вас, не получая зарплату? Ведь все идет с этих налогов. Сегодня КПН для аграриев составляет 20% и в них заложена льгота в 70%. Получается налог всего в 3%», - подсчитал Асылжан Мамытбеков.
По мнению главы Минсельхоза, КПН в 20% недоступен в странах Евросоюза: там он составляет 40-50%. Причем, льготы по налогообложению, уже существующие для наших фермеров, министр сельского хозяйства назвал «косвенным субсидированием» агропромышленного сектора.
«Следует учитывать и то, что казахстанский сельскохозяйственный бизнес платит очень скромную зарплату своим работникам. Поэтому люди и бегут из села. Меня часто спрашивают: как молодежь оставить на селе? А я всегда отвечаю: зарплату больше платить! Как в том анекдоте, когда умирает старый торговец, готовивший лучший чай в квартале и все просят его не уносить на тот свет рецепт чая, на что он, сжалившись, говорит: а вы заварки в чайник больше класть не пробовали! Вот так и наш сельхозбизнес должен платить более достойную зарплату своим людям, чтобы они не сбегали из сел в города», - констатировал Асылжан Мамытбеков.
Вместе с тем, по словам главы Минсельхоза, уровень заработной платы зависит от эффективности и рентабельности сельхозбизнеса. Однако и с этим у нас не все в порядке. Так, по подсчетам министра, убойный вес крупного рогатого скота в Казахстане составляет 161 кг в среднем на три года. Это чрезвычайно низкий показатель для фермерского бизнеса, так как он должен равняться 220-250 килограмм мяса в среднем на 13-14 месяцев.
«Такие низкие показатели идут оттого, что в нашем животноводстве слабая генетика, все же остальное нам дает природа – например, огромное количество пастбищ, однако над ними у нас никто не работает в отличие от фермеров из Евросоюза или многих других стран. Мы не засеваем пастбища, мы их не поливаем. Когда же фермеры займутся действительно кропотливым трудом, они перестанут просить освободить их от налогов, они начнут ныне существующие маленькие налоги платить с удовольствием, начнут повышать зарплату своим труженикам, которые перестанут уезжать в города в поисках лучшей участи», - резюмировал Асылжан Мамытбеков.