В Казахстане семь тысяч километров автомобильных дорог сделают платными. Однако процесс коммерциализации автодорог страны будет происходить постепенно, вплоть до 2022 года. Как сообщалось ранее, по итогам 2016 года протяженность платных дорог составит 841 км. Введение платности на автодорогах республиканского значения связано с тем, что государственный бюджет необходимо разгрузить, сняв с него часть обязательств по текущему содержанию автомобильных дорог. Под текущим содержанием подразумевается очистка автодорог от снега и льда, уборка мусора, разметка дорог и установка вдоль них специальных дорожных знаков. Об этом сегодня в ходе пресс-конференции в Астане заявил заместитель председателя правления национальной компании «КазАвтоЖол» Улан Алипов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Улан Алипов привел пример автотрассы Астана - Щучинск, которая на сегодняшний день является главным образцом того, как функционируют платные автодороги. В 2015 году нацкомпания «КазАвтоЖол» получила 1 млрд 140 млн тенге дохода в качестве платы с автомобилистов за пользование трассой. Для того чтобы обслуживать дорогу, тратится примерно такая же сумма – более 1 млрд тенге в год.
«Эти деньги, которые мы сегодня собираем, мы как раз и тратим на те работы, которые необходимы для обслуживания подобной дороги. Поэтому-то мы и вводим плату на автодороги по всему Казахстану. С бюджета только на текущий год выделено 13 млрд тенге на обслуживание всех 23 тыс. 600 километров автодорог страны. Хотя по утвержденному нормативу необходим 41 млрд тенге. Таким образом, чтобы не нагружать бюджет, мы вводим платность и за счет этих денег закрываем расходы на содержание автодорог. Причем это мировая практика. В Евросоюзе и США везде практикуется подобный опыт», - констатировал Улан Алипов.
По его словам, за счет взимания платы за проезд по автодорогам невозможно вернуть деньги, которые будут затрачены на строительство и реконструкцию трасс республиканского значения. Поэтому собранные деньги будут уходить лишь на содержание дорог.
В свою очередь Улан Алипов ответил и на критику в адрес национального оператора в связи с неудовлетворительным состоянием автодорог нынешней зимой. Он пояснил, что всему виной аномальная зима, которая сопровождается дождями и последующими заморозками, что естественным образом приводит к гололеду на дорогах. При этом национальный оператор старается решать возникающие проблемы своевременно. Он отметил, что даже в странах Евросоюза и Северной Америки погодные аномалии могут привести к временному коллапсу на дорогах и вызвать чрезвычайные ситуации, поэтому все дело лишь в реакции на это событие, тогда как от самого события никто не застрахован.