Несмотря на то что Россия в настоящее время в Амурской области ведет строительство нового космодрома Восточный, она все равно в обозримом будущем останется на космодроме Байконур. В перспективе основные федеральные космические программы России будут переведены на новый космодром на Дальнем Востоке, но тем не менее совместное использование Байконура Россией и Казахстаном продолжится. К тому же в ряде казахстанских вузов уже открыты кафедры по подготовке специалистов, которые смогут работать на Байконуре. Об этом в Астане, отвечая на вопрос корреспондента центра деловой информации Kapital.kz, рассказал председатель аэрокосмического комитета Министерства по инвестициям и развитию (МИР) РК Талгат Мусабаев.
В ходе брифинга в столице корреспондент поинтересовался у Талгата Мусабаева о перспективах космодрома Байконур, ведь известно, что Россия строит космодром Восточный. Не скажется ли это в будущем на использовании Байконура российской стороной: не станет ли меньше полетов из Казахстана и, как результат, меньше денег начнет поступать в наш бюджет от использования россиянами казахстанского космодрома?
Отвечая на вопрос Kapital.kz, Талгат Мусабаев заметил, что действительно Российская Федерация с 7 ноября 2007 года указом президента России Владимира Путина начала создавать космодром Восточный в Амурской области. Однако это суверенное право любого государства строить на своей территории все, что оно захочет.
«Как это скажется на космодроме Байконур? Ну, конечно, это скажется на космодроме Байконур однозначно. В каком плане это скажется? Конечно, очень большая часть федеральных космических программ РФ уйдет на космодром Восточный. Так планируется. Но это дело не совсем близкое, честно говоря. Но космодром Байконур Россия не собирается покидать, и мы продолжаем сотрудничество. Мы имеем официальное заявление высоких руководителей России, не только «Роскосмоса», но и выше – правительства. На уровне вице-премьера, на уровне главы государства о том, что космодром Байконур был, остается и будет оставаться в совместном использовании России и Казахстана», – прокомментировал Талгат Мусабаев.
Поэтому, по его словам, задача заключается в том, чтобы наращивать темпы сотрудничества.
Продолжая разговор, мы попросили Талгата Амангельдиевича рассказать о том, какие кадры намерены готовить в Казахстане на базе кафедр космической техники, открытых в различных вузах страны. Отвечая, председатель аэрокосмического комитета признал, что под их давлением министерством образования были открыты кафедры космических технологий в ведущих высших учебных заведениях страны. То есть произошло то, чего раньше не было – даже средних учебных заведений по выпуску специалистов космической отрасли.
Заместитель председателя Казкосмоса Мейрбек Молдабеков перечислил, какие это вузы и специалистов каких узконаправленных сегментов в космической сфере они начнут готовить.
«Пять вузов участвуют в подготовке специалистов в Казахстане по специальности «космическая техника и технология». И каждый вуз имеет свою специфику. В частности, ЕНУ им. Л. Гумилева готовит специалистов по приему и обработке данных дистанционного зондирования земли. КазНУ им. аль-Фараби готовит по теоретическим основам управления космическими аппаратами. Казахский национальный технический университет готовит больше специалистов по части эксплуатации космической техники, Алматинский энергетический университет – по части разработки систем управления для космических аппаратов. То есть каждый вуз имеет свою узкую направленность по решению тех или иных задач по созданию космической техники», – охарактеризовал ситуацию Мейрбек Молдабеков.
В ходе брифинга космонавт Айдын Аимбетов рассказал о результатах своего полета. Журналисты поинтересовались, можно ли рассчитывать, что в перспективе международные космонавты, посещающие МКС, будут составлять основной рацион из мяса конины как наиболее легкоусвояемого и подходящего для условий невесомости?
«В наше меню входил суп-харчо с символическим названием «джигит», курт, сыр-иримшик, печенье – десертное с кунжутными семенами и сухое кобылье молоко с добавлением грибов. Все эти продукты предназначены для понижения утомляемости и повышения работоспособности космонавтов. Была произведена апробация членами экипажа, которые дали высокую оценку произведенным в Казахстане продуктам. Это дает возможность продуктам, произведенным Академией питания РК, выйти на международный уровень», - ответил Айдын Аимбетов.
В свою очередь Талгат Мусабаев отметил, что Айдын Аимбетов продолжил ту программу, которую он, Талгат Мусабаев, начал еще в 1994 году.
«Первые образцы Академии питания РК и академика Торегельды Шарманова лично я с собой брал и испытывал. Затем было продолжение в 1998 году в длительном полете, который составил 208 суток. Я ел, и весь экипаж, и радовались, что есть такая пища. Но вот не пустили то, что мы хотели, если про конину речь идет. Это непростой вопрос. Там очень серьезная проверка проводится всех продуктов. На земле проходят очень серьезные испытания на различные сроки выдерживания. К сожалению, не выдерживают некоторые продукты того, чтобы не испортиться. Поэтому это еще не скорое время, когда мы будем бешбармак пробовать на космической станции», - сказал Талгат Мусабаев.
Талгат Мусабаев рассказал о перспективах Байконура
Россия и Казахстан продолжат эксплуатировать космодром и после окончания строительства Восточного
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.