Стоимость бензина марки АИ-92 вырастет, однако резкого повышения не произойдет. Такого мнения придерживается Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам эксперта, есть два фактора, которые повлияли на принятие решения о свободно плавающей цене на бензин марки АИ-92. Первый – месячный запас бензина на базах. То, что была озвучена эта информация, «уже настораживает и о чем-то говорит». Второй – два нефтеперерабатывающих завода становятся на ремонт – павлодарский и атырауский.
«Из этого следует то, что если у нас возникнет дефицит через 15-20 дней, то мы вынуждены будем уже сегодня связаться с поставщиками из России, которые по договору нам поставляют АИ-92 и дизтопливо, и заключить какое-то соглашение на определенное время о дополнительных поставках этих видов ГСМ. Но российское топливо стоит дороже нашего. Поэтому скачок может быть, я думаю, примерно в середине сентября. Но не до 140, а примерно до 115», – говорит эксперт. Такую позицию он объясняет тем, что «сразу так резко нельзя» увеличивать стоимость, это отрицательно скажется на общественном мнении. Поэтому все должно происходить постепенно, спокойно.
Возможна ли здоровая конкуренция в условиях «свободно плавающей» стоимости, особенно если учесть, что оптовики всегда устанавливают очень высокие цены?
«Здоровой конкуренции у нас вообще никогда не было», – комментирует собеседник. Он поясняет: определенным компаниям поручали осуществлять закупку и распределение бензина по стране. «Вот они до сих пор это и делают. Кто может тут конкурировать? Никто. Уже заранее выданы определенные разрешения тем или иным структурам», – говорит спикер.
По поводу того, насколько большая разница может быть между стоимостью 92-го бензина на разных АЗС, Олег Егоров приводит в пример то, что сейчас происходит с 95-й маркой. Ее стоимость не регулируется государством, поэтому на разных заправочных станциях, в разных сетях АЗС устанавливаются разные цены: где-то, например, 118 тенге за литр, где-то – 135. Это зависит от «стратегии» владельцев – что им выгоднее в данный момент.
С маркой АИ-92, продолжает Олег Егоров, может также возникнуть и такая ситуация. Давальцы, которые имеют частные нефтяные компании и добывают не так много нефти, передают это сырье на НПЗ для переработки в автомобильный бензин. «Так вот они могут запросить 80-й бензин, потом прибегнуть к определенным химическим преобразованиям с использованием добавок, выдавать его за 92-й и реализовывать на АЗС. Потому что контроль у нас не такой серьезный – все это может легко пройти», – говорит аналитик. Поэтому, опасается спикер, вполне может начаться «вот такая спекулятивная игра на этом рынке».