USD
498.34₸
+3.470
EUR
519.72₸
-0.930
RUB
4.85₸
-0.060
BRENT
75.16$
-0.150
BTC
99182.60$
+1138.700

Нефтяная команда ЕАЭС

Сможет ли РК экспортировать в Кыргызстан нефть?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Нефтяная команда ЕАЭС- Kapital.kz

После того как Кыргызстан станет полноправным членом Евразийского экономического союза, он будет рассматривать вопрос целесообразности импорта из Казахстана и России – либо сырой нефти для переработки ее на собственных заводах, либо готовых нефтепродуктов.

«Перед нефтегазовым комплексом страны остро стоит вопрос о возможности сокращения импорта нефтепродуктов и уменьшения зависимости республики от внешних поставок. Для полного удовлетворения всей потребности в нефтепродуктах запасы есть, поэтому правительству необходимо в ближайшее время уделить внимание добыче нефти и газа на собственных месторождениях для переработки этих ресурсов на имеющихся заводах», – представляет ситуацию в нефтепереработке Кыргызстана Мелис Тургунбаев, член совета директоров «Кыргызнефтегаз». Он говорит, что в стране имеется 5 нефтеперерабатывающих заводов, в том числе один государственный, 3 из них простаивают. Два работающих предприятия были построены с участием китайского капитала. Мощность всех заводов составляет 1,8 тыс. тонн. При этом добывается и перерабатывается в стране всего 80 тыс. тонн в год.

«На сегодняшний день производственные мощности предприятий простаивают, так как не решены вопросы с поставкой сырья из России, связанные с экспортной пошлиной. Ситуация такова, что из-за высокой себестоимости выпускаемое в Кыргызстане топливо становится неконкурентоспособным по сравнению с импортируемой готовой продукцией», – говорит спикер. И при этом возводится еще один завод – также на китайские инвестиции, и «пока не понятно, откуда будет поставляться сырье для переработки, когда все существующие НПЗ простаивают из-за отсутствия сырья».

Потребность Кыргызстана в нефтепродуктах – бензине и дизтопливе – составляет 1,1 тыс. тонн. И пока страна на 100% зависит в удовлетворении внутренней потребности от поставок из России. «Мы могли бы импортировать из Казахстана, но в Казахстане действует мораторий на экспорт нефтепродуктов», – говорил в июне этого года Мелис Тургунбаев.

Объединить нефтегазовые возможности

«Сегодня, когда говорится о едином экономическом пространстве, что подразумевает и Кыргызстан, конечно, должны быть подвижки в обеспечении НПЗ этой страны», – считает Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК. Здесь нужно учитывать такой момент: заводы, построенные китайцами, проектировали с учетом того, какое сырье пойдет на эти объекты. Получается, задача снабжения в первую очередь должна решаться китайской стороной. Возможно, заключив договор с Казахстаном, китайские компании могут часть нашей нефти перенаправить в Кыргызстан. Но это дело как минимум 2-3 лет. Они вполне могут договориться и с Узбекистаном, хотя там небольшая добыча нефти, но там транспортные связи ближе.

Собеседник говорит: Россия добывает много нефти и газа, Казахстан добывает достаточное количество нефти и газа, у нас перерабатывается в том числе российское сырье, в Беларуси добывают немного, там в основном перерабатывается российская нефть. Добавляется Кыргызстан со своими мощностями НПЗ. «Не исключено, что возникнет идея создания, возможно, агентства (или будет использован другой термин) – когда 4 государства объединят свои нефтегазовые возможности, то есть добычу, переработку, транспортировку, экспорт, в единый клубок. И тогда мы сможем говорить об эффективном комплексном рациональном использовании углеводородных ресурсов. С тем чтобы каждый член такого «агентства» имел свои выгоды», – говорит Олег Егоров.

Он отмечает, что ОПЕК тоже не сразу создавалась, но все же был создан такой орган, который в последующем стал контролировать нефтедобычу, цены на мировых рынках (в свое время это было, сейчас картель «отпустил» цены). О создании аналогичного органа на пространстве ЕАЭС стоит задуматься уже сейчас, уверен эксперт. Такие множественные связи государств, компаний друг с другом улучшают состояние экономики этой отрасли и в конечном счете в целом могут влиять на состояние мировых рынков. В масштабах ЕАЭС такое объединение точно могло бы действовать. И тогда Казахстан, например, мог бы привлекать технологии, в том числе российские. Также можно было бы регулировать баланс сырья и нефтепродуктов на рынке. Не исключено, что в какой-то степени Иран (одна из крупнейших в мире стран по запасам и возможной добыче), который может войти в ШОС, будет помогать ЕАЭС в использовании своих нефтегазовых ресурсов. «В будущем, я думаю, ШОС и ЕАЭС совместно будут решать нефтяную проблему и в регионе, и на мировом рынке», – заключил Олег Егоров.

На внутреннем рынке без перемен

Сергей Смирнов, эксперт в нефтегазовой сфере, полагает, что Кыргызстан заинтересован в получении сырой нефти, это продиктовано как раз имеющимися мощностями для ее переработки, которые простаивают без сырья. При этом эксперт не исключает и интереса соседей к готовым нефтепродуктам. Пока в республике производится бензин стандарта Евро-2, в Россию мы его поставлять не можем. Напомним, что на внутреннем рынке РФ, согласно действующему техрегламенту по топливу, с 1 января 2016 года запрещается оборот топлива класса Евро-4 и ниже. Некоторые российские компании направляли в Минэнерго заявки с просьбой отсрочить переход на Евро-5. В начале июня на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича говорилось о том, что оснований для сохранения оборота топлива Евро-4 нет, и было принято соответствующее решение.

В Кыргызстане подобного ограничения нет, продолжает Сергей Смирнов, поэтому мы могли бы осуществлять экспорт. Вместе с тем предположить объемы возможных поставок сложно, говорит эксперт. Во-первых, рынок соседней страны сам по себе небольшой (Мелис Тургунбаев говорил о населении 6 млн человек и 650 тыс. единиц автомобильного парка, – ред.). А во-вторых, у Казахстана периодически возникают проблемы с объемами присутствующего на рынке топлива – возникает то дефицит, то профицит. «Мы наблюдали картину: когда рубль упал, сразу российские нефтепродукты подешевели, у нас сразу возник профицит, и чтобы заводы не остановились, был введен запрет на ввоз российского бензина, – говорит собеседник. – Трудно говорить о поставках, когда объемы на внутреннем рынке регулируются непрозрачно».

Сергей Смирнов также вспоминает ситуацию, когда составы с российскими нефтепродуктами, предназначавшиеся Кыргызстану, несколько месяцев простаивали на казахстанско-кыргызской границе. Речь идет о том, что в прошлом году с апреля по ноябрь на границе простаивало более 470 вагонов-цистерн, следовавших транзитом через Казахстан. «Пришлось решать проблему на самом высоком уровне», – замечает аналитик. По его мнению, подобного рода проблемы не должны возникать с созданием общего рынка нефти, газа и нефтепродуктов – он должен появиться на пространстве ЕАЭС к 2025 году.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.