В прошлом году центральные банки стран СНГ столкнулись с так называемой конкурентной девальвацией. Российские санкции вкупе с конфликтом на Украине и падающим рублем вынудили центробанки стран Содружества противостоять обесцениванию национальной валюты. На это были направлены немалые суммы. Очевидно, что и этот год потребует от регуляторов быстрого реагирования. «Капитал.kz» оценил меры нацбанков СНГ в этом году, в список не вошли Казахстан (о котором мы писали неоднократно) и Украина, на протяжении последнего года находящаяся в ситуации экономического и политического кризиса.
Азербайджан: где-то мы уже это видели
Национальная валюта этой страны до последнего времени оставалась самой стабильной в странах СНГ. Регулятор как мог поддерживал курс маната – только в декабре прошлого года на эти цели Центральный банк (ЦБА) потратил $1,13 млрд.
В феврале председатель правления ЦБА Рустам Эльманов сообщил о том, что любое ослабление маната будет постепенным. Кроме того, Нацбанк отказался от привязки маната к доллару США, начав использовать корзину из доллара и евро для управления курсом национальной валюты. Буквально через неделю курс маната упал на 33,5% к доллару и на 30% к евро.
«Это решение было принято, чтобы поддержать диверсификацию экономики Азербайджана, укрепить ее... экспортный потенциал и обеспечить устойчивость платежного баланса», – говорится в пресс-релизе Нацбанка.
Негативный отклик меры ЦБА получили среди экономистов и СМИ, чиновники со своей стороны поддержали решение Нацбанка. «Правительство удерживало курс маната так долго, как могло. Однако необходимо отметить, что Азербайджан находится в состоянии войны с Арменией и не исключает возможности начала активных военных и других действий, которые могут потребовать дополнительных средств. Нужно думать о будущем, мы не можем сегодня тратить все резервы», – заявил спикер парламента Огтай Асадов.
Армения: к печатному станку
Для контроля ситуации на валютном рынке и сдерживания инфляции Центробанк Армении применил ряд инструментов, включая повышение нормативов обязательного резервирования в иностранной валюте и ставку рефинансирования. Последнюю он поднимал дважды с начала года – в январе на 1% – до 9,5%, в феврале – до 10,5%.
В конце марта правительство Армении выпустило пакет облигаций на сумму $500 млн, что увеличило сумму внешнего государственного долга страны до $4,9 млрд, или 52% от ВВП.
Чуть позже депутат от «Процветающей Армении» Микаэл Мелкумян отметил, что Центробанк Армении должен увеличить денежную массу в соотношении к ВВП. В настоящее время этот показатель составляет всего 38,5%. Для сравнения: среднеевропейский показатель достигает порядка 170%.
Fitch ожидает умеренную рецессию в экономике Армении в 2015 году из-за ухудшения ситуации в России.
Беларусь: тотальное избавление от «иноземной» валюты
Национальный банк Беларуси (НБ РБ) очень жестко взялся за дедолларизацию экономики, о которой грезит казахстанское правительство. В прошлом году в Беларуси был введен 30%-ный сбор на покупку валюты. Впоследствии ставка налога постепенно снижалась и только в начале этого года полностью отменена.
В конце февраля были частично сняты ограничения на сделки покупки-продажи иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке. В декабре 2014 года была установлена норма обязательной продажи валютной выручки на уровне 50%, в феврале этот порог был снижен до 40%.
По сообщению Национального банка РБ, принятые в декабре 2014 года – январе 2015 года меры способствовали нормализации ситуации на валютном рынке республики. В результате перехода к более гибкой курсовой политике существенно повысилось влияние соотношения спроса и предложения валюты на формирование обменного курса белорусского рубля.
С 1 марта НБ РБ ограничил использование иностранной валюты, ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте. Ограничения коснулись розничной торговли, оказания услуг на магистральных автодорогах (с нумерацией М и М/Е), в пунктах пропуска через госграницу, страховой и туристической деятельности, при продаже бензина всех марок, дизтоплива и сжиженного газа. Исключение сделано для случаев, установленных законодательными актами, сказано в постановлении.
Павел Каллаур, председатель правления Национального банка, в отчете перед президентом Александром Лукашенко отметил, что основная конечная цель деятельности и правительства, и Нацбанка – это снижение инфляции, параметры которой были оценены на текущий год не более 18%.
Кыргызстан: борьба с теневой экономикой
В начале марта председатель Национального банка КР (НБ КР) Толкунбек Абдыгулов в разговоре с EurasiaNet.org сообщил, что негативные последствия экономического спада в России заставляют Кыргызстан тратить свои ограниченные резервы на борьбу с биржевыми спекулянтами и ослабление давления на национальную валюту. Он добавил, что Нацбанк пытается воспользоваться кризисом для введения более жестких правил в недостаточно регулируемом финансовом секторе страны. Глава Нацбанка также хотел бы добиться закрытия тысяч плохо регулируемых пунктов обмена валют, которые, по его словам, поддерживают теневую экономику и сеют панику путем спекуляций на курсе сома. По оценкам, объем теневой экономики эквивалентен 40% ВВП Кыргызстана.
Нацбанк продолжал поддерживать курс национальной валюты, только с начала этого года он провел 10 интервенций по продаже иностранной валюты в объеме $160,87 млн.
Позже Нурбек Жениш, заместитель председателя Национального банка КР, отметил, что причин для роста курса доллара в Кыргызстане нет. По его словам, дефицита доллара в комбанках нет, однако предупредил, что в случае необходимости готов выходить на валютный рынок с интервенциями.
В конце марта НБ КР сохранил учетную ставку на уровне 11%. «Анализ экономической ситуации показывает, что, с одной стороны, происходит замедление темпов роста индекса потребительских цен, с другой стороны, экономическое развитие страны по-прежнему находится под влиянием внешних факторов», – отмечается в сообщении регулятора. По состоянию на середину марта инфляция в годовом выражении снизилась до 8,6% с 10,5% на конец 2014 года.
Молдова: как в 1998-м
В середине февраля Национальный банк Молдовы (НБМ) увеличил базовую ставку с 8,5% до 13,5%. По словам главы ведомства Дорина Дрэгуцану, фундаментальные факторы происходящего на валютном рынке Молдовы, – экономический и политический кризис в регионе, который так или иначе влияет на экономику страны. Он также отметил, что только в 2014 году НБМ провел валютные интервенции на сумму в $420 млн, что частично покрыло дефицит. В январе 2015 года НБМ продал $114 млн, а в феврале – еще $87. При этом, по словам председателя правления НБМ, Нацбанк продолжит осуществлять интервенции в разумных пределах, поскольку валютные резервы – не бездонный мешок.
«На рынке меньше иностранной валюты, что оказывает большое давление на национальную валюту. Уровень покрытия спроса предложением в 2014 году в целом составил 78%, в то время как в ноябре он равнялся 33,9%, в декабре – 33%, а в январе 2015 года – 47,2%», – добавил Дрэгуцану.
С начала 2015 года официальный курс лея упал на 25,5%, несмотря на попытки НБМ поддержать курс национальной валюты за счет продаж валют из своих золотовалютных резервов.
Оценивая экономическое положение страны, экономисты прогнозируют Молдове кризис, сравнимый с памятным 1998 годом.
Россия: между санкциями и девальвацией
Россия оказалась в достаточно сложном экономическом положении. В адрес Банка России в прошлом году прозвучало огромное количество критики за затяжные кризисные явления в экономике. Высокая ключевая ставка негативно отразилась на стоимости кредитов для предпринимателей, в связи с чем банкиры обратились с письмом в Центробанк страны.
Банк России дважды понижал ключевую ставку – в конце января на 2% – с 17% до 15%, а в середине марта – до 14%. «Баланс рисков по-прежнему смещен в сторону более значительного охлаждения экономики. Принятое решение будет способствовать снижению данных рисков, при этом не создавая дополнительной угрозы усиления инфляционного давления», отмечается в сообщении Центробанка.
В марте заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Михаил Дегтярев предложил начать печатать рубли для преодоления кризисных явлений в экономике. Соответствующее заявление депутат сделал в эфире «Русской службы новостей».
Только в 2014 году на поддержание курса рубля Центральный банк России потратил $76,128 млрд и 5,41 млрд евро. В феврале-марте банк не проводил валютных интервенций, а в январе нетто-продажа ЦБ долларов составила $2,32 млрд в рамках операций Минфина.
Таджикистан: никакого свободного плавания
На днях Нацбанк Таджикистана (НБТ) заявил, что будет применять все меры для стабилизации ситуации на валютном рынке и предотвращения спекулятивных явлений. Это заявление не случайно, поскольку на фоне нестабильности национальной валюты на рынке начинается паника и растущая спекуляция существенно ослабляет курс сомони.
13 марта регулятор и вовсе прекратил прямую продажу валюты населению из-за беспорядков, которые происходили в пунктах ее реализации. Все дополнительные вливания валюты на наличный рынок стали проводиться через коммерческие банки страны. Как заявил первый заместитель главы НБТ Джамшед Юсуфиен, по отношению к нарушителям будут приниматься меры вплоть до отзыва лицензии.
Для поддержки курса сомони Нацбанк проводил интервенции ежедневно в объеме от $1,5 млн до $3 млн.
«Постепенно, по мере снижения волатильности внешнего и спекулятивного давления на сомони, затраченные средства не так быстро, но со временем восстанавливаются. Так, по состоянию на 31 января 2015 года объем валовых международных резервов увеличился на $45,2 млн, составив $556 млн», – отмечает регулятор.
Джамшед Юсуфиен объяснил обесценение сомони осложнением политической обстановки в регионе и санкциями против России, которая является основным экономическим партнером Таджикистана. Кроме того, он отметил, что НБТ не собирается отпускать курс национальной валюты в «свободное плавание», как поступают в некоторых странах. «Мы не будем удерживать курс, а будем контролировать, чтобы не было резких колебаний», – добавил он.
Узбекистан: постепенная девальвация
С 1 января 2015 года ставка рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан снижена с 10% до 9% годовых. «Снижение ставки рефинансирования создает основу для понижения уровня процентных ставок по банковским кредитам, в частности по кредитам, выделяемым для реализации программ модернизации, технического и технологического обновления производств, развития малого бизнеса и микрокредитования с соответствующим приростом кредитных вложений. Это в свою очередь способствует дальнейшему повышению инвестиционной активности в реальном секторе экономики», – отмечается в сообщении Центробанка.
В начале февраля ЦБУ продолжил постепенную девальвацию национальной валюты – сума, чтобы поддержать экспортоориентированные производства. По мнению ЦБУ, девальвация, производимая в рамках установленного коридора, поможет повысить конкурентоспособность узбекских экспортеров и обеспечить эффективность реального обменного курса национальной валюты.