АВТОР

Александр Константинов

28.02.2015 • 15:19 13163

Казахстан с марта введет запрет на импорт ГСМ из России

Запрет вводится в целях обеспечения энергетической безопасности

Министерство энергетики Казахстана, как следует из документов имеющихся в распоряжении Kapital.kz, подготовило приказ министра «О некоторых вопросах поставок нефтепродуктов из России» согласно которого с марта месяца будет введен конвенциальный запрет сроком на 45 дней на импорт ГСМ из России.

Запрет вводится «в целях обеспечения энергетической безопасности, связанной с возможностью остановки крупнейших нефтеперерабатывающих заводов из-за имеющегося профицита нефтепродуктов завозимых из Российской Федерации». По данным Кapital.kz запрет должен вступить в силу в первой декаде марта.

Министерство энергетики не сумело договориться со своими российскими коллегами об ограничении импорта в Казахстан российских нефтепродуктов и в результате решило прибегнуть к жесткому варианту решения проблемы. Хотя еще вначале февраля глава компании КМГ Сауат Мынбаев, в собственности которой находятся все три имеющихся в Казахстане НПЗ, заявлял, что «сейчас речь идет о том, что объем завоза из России несколько превышает те объемы, которые были предусмотрены ранее индикативным балансом. Тем не менее, насколько я понимаю, сейчас конкретных решений по ограничению поставок нефтепродуктов из РФ не принято, и я не знаю проектов таких документов. Я так понимаю, такого ограничения не будет».

По его информации, уровень поставок светлых нефтепродуктов из РФ сложился на уровне 1 млн 800 тыс. тонн в год. Этот уровень ежегодно подтверждался индикативным балансом нефтепродуктов между Казахстаном и Россией.

Сам же министр энергетики Владимир Школьник, выступая перед депутатами парламента в рамках правительственного часа, оценивал ситуацию следующим образом: «Вы знаете, что в декабре мы дважды понижали цену на бензин марки АИ-92 и дизельное топливо. Внимательно смотрим за этой ситуацией. Сейчас полностью заполнены дизельным топливом почти 350 тыс. тонн и бензином марки АИ-92 все хранилища в стране». Таким образом, по его словам, «мы сталкиваемся с двумя проблемами. Если дешевый бензин, а сейчас бензин дешевый в РФ, а у нас он чуть дороже, хлынет сюда, то это хорошо. Сейчас это уже идет, но это может вызвать остановку наших заводов, потерю рабочих мест. Каким-то образом урегулировать эти отношения, держать их в какой-то разумной «дырке», над этой системой мы работаем. Мы встречаемся с Министерством энергетики Российской Федерации, чтобы решить, каким образом сбалансировать ситуацию, чтобы, с одной стороны, не остановить наши заводы, с другой стороны, обеспечить достаточное количество дешевого бензина».

Необходимо напомнить, что это далеко не первый случай введения Казахстаном запрета на импорт российских нефтепродуктов. Подобные меры применялись в 2013 и 2014 году. Причем именно с такой же аргументацией. Так в прошлом году бывший тогда министр нефти и газа, а ныне первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин, комментируя вводимый запрет заявлял, что «повторяется та же история, которая была в 2013 году, когда у нас запасы АИ-92 выросли почти до 400 тыс. тонн. Это привело к тому, что наши заводы стали останавливаться». По его мнению «это самый худший вариант по двум причинам. Первое: у нас из России завозится не беспредельное количество бензина. Оно обозначено индикативным планом, который мы друг с другом подписали. Это около девятьсот с чем-то тысяч тонн бензина. Если мы, скажем, за первый-второй квартал вывезли всё из России, то третий-четвёртый квартал мы уже не будем иметь такого ресурса. Второе: если мы заводы останавливаем, то не получаем той доходности, которую должны были бы получить. Это сразу сказывается на поступлении в бюджет от заводов, на поступлении в местные бюджеты, и эти суммы исчисляются миллиардами тенге».

«Складывается забавная ситуация, рационального объяснения которой нет, – сообщил на условиях анонимности топ-менеждер одной из крупнейших компаний трейдеров, работающих на казахстанском рынке. - В этом году необходимость введения запрета аргументируют девальвацией рубля. Но ведь в прошлом году девальвировался то как раз тенге, а в 2013 году ситуация с курсами была совершенна стабильна. Какого- то внятного, рационального объяснения, почему каждый год в феврале месяце на казахстанских заводах возникает «затоварка» ни ранее министерство нефти и газа, ни ныне министерство энергетики не дает, все время ссылаясь на какие-то внешние причины. То на валютный курс, то на цену нефти. Получается, прям, как по Жванецкому: «Если консервов нет - может в консерватории надо что-нибудь поменять», - заключил он.

Между тем, по мнению экспертов вряд ли введенный запрет сразу окажет влияние на цены на бензин. Более того, волне возможно, хотя и крайне маловероятно, что они снизятся. «Дальнейшее снижение цен вполне возможно. Потому что нынешняя «затоварка» должна привести к попыткам быстрее освободить эти емкости, тем более объемы загрузки нефтеперерабатывающих заводов не были снижены Министерством энергетики и нефтедобывающей компанией. Заводы выполняют предписанные им объемы поставок на внутренний рынок. Хранилища заполнены, поэтому вполне возможно дальнейшее понижение цен. Мы, понятно, страдаем от снижения цен, но как есть - так есть. Есть выигрывающая сторона от снижения цен - это потребители, население. Какая рыночная цена будет, с ней и будем жить. Здесь другого не дано», - заявил Сауат Мынбаев.

«Как вы знаете, за последние 1-2 месяца мы три раза снижали цену на бензин из-за снижения цен на нефть. И если цена на нефть снова понизится, то и бензин, конечно, подешевеет. Но если цена на нефть повысится, то и цены на бензин придется поднять», - сказал, отвечая на вопросы журналистов в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций, первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин.

Между тем, по словам спикера, «Сложно комментировать ситуацию, поскольку в Казахстане нет жесткой привязки цены на бензин к цене на нефть. Цена на бензин регулируется в «ручном режиме». Введение запрета на импорт российского бензина, конечно, с некоторым временным лагом снизит давление на казахстанский рынок. Позволит его стабилизировать, а казахстанским НПЗ, точнее компаниям которые поставляют туда давальческую нефть на переработку, разгрузить хранилища. Однако опыт 2013 и 2014 годов показывает, что запрет отнюдь не самая эффективная мера, поскольку и два года назад, и год назад он в результате приводил к дефициту на рынке ГСМ, и правительство было вынуждено его отменять и прибегать к экстренным мерам по спасению ситуации. Кроме того, все не исчерпывается только ценовым фактором. Не секрет, что, выбирая между бензином казахстанского и российского производства, большая часть потребителей предпочитает последний», - сказал собеседник Кapital.kz.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

ГСМ поставки ГСМ запрет на поставку ГСМ

28.02.2015 • 15:19 13163

Loading...

Комментарии (15) :

    • Gulya 28.02.2015 • 17:06

      наши только запрещают и ужесточают, задолбали уже! когда вы реально работать начнете или идите в дворники, раз работать не умеете, там реально хоть какая польза от вас будет и думать тоже не надо. а как в вто собрались? тоже все запретите?

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Арыстан_ 01.03.2015 • 19:48

      Если данная мера повлияет на цены бензин, то я только за. Дальнейшее понижение цен на ГСМ обрадует не только автолюбителей но и фермеров. Тут я согласен с Мынбаевым, от этого население Казахстана только выиграет. Теперь бы взяться за владельцев АЗС и дилеров, которые бодяжат бензин. Сейчас очень много жалоб на качество бензина. Хапуги октановое число увеличивают путем добавления специальных присадок.

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Рысбек 01.03.2015 • 20:52

      Цена на бензин регулируется в «ручном режиме». @@@@@@@@@@@@@@ Если бы не государство не регулировало некоторые виды ГСМ то наши хапуги капиталисты, типа бизнесмены, не снижали бы, а подняли бы цены в разы. мол, закон рынка. и никто ничего бы не смог с этим сделать. Как никак рыночная экономика. За несколько месяцев цены на бензин марки Аи-92, на народный бензин, снизили несколько раз. А что там с 95? То-то же. Так что, в этом случае, я могу сказать правительству только спасибо.

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Не шаман 02.03.2015 • 11:51

      Какая огромная статья, хотя все сразу ясно из заголовка. Рынок заканчивается там, где он начинает ущемлять интересы наших бензиновых "бизнесменов". Не скрою, ждал снижения цен на бензин еще на 20-30 тенге.

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • паладдин 02.03.2015 • 12:19

      Какая огромная статья, хотя все сразу ясно из заголовка. Рынок заканчивается там, где он начинает ущемлять интересы наших бензиновых "бизнесменов". Не скрою, ждал снижения цен на бензин еще на 20-30 тенге. ---------- Причем тут наши бизнесмены. в правительстве недавно говорили, что из-за дешевого российского бензина (который стал таким из-за девальвации) возможно придется закрыть НПЗ и этого нельзя допустить. НПЗ, кстати, государственные, дзаработанные деньги идут в бюджет, там работают люди. российский бензин дешевый временно, он долго таким не будет, но мы, если не будем разумными потеряем наш рынок ГСМ, а это налоги и рабочие места.

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

Ваш комментарий:

Вы вошли как Guest (выйти)