Қазақстан Темiр Жолы готовит buy back

Казахстанской стороне фактически до предела удастся нарастить долю в ОТЛК

Share
Share
Share
Tweet
Share

Обратный выкуп 50% акций «Кедентранссервис» позволит «Қазақстан Темiр Жолы» (КТЖ) максимально нарастить свою долю в Объединенной транспортно-логистической компании созданной Россией, Беларусью и Казахстаном. Предполагается, что к 2021 эта компания выйдет на объемы перевозок по линии Китай – Евросоюз  в 1.1 млн контейнеров в год, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Как сообщили российские СМИ, совет директоров «Трансконтейнера» согласовал продажу 50% акций АО «Кедентранссервис» «Қазақстан Темiр Жолы». Условия сделки не раскрываются, между тем по информации «Коммерсанта» в «Трансконтейнере» заявили, что «цена их устраивает, а инициатором сделки была казахстанская сторона». При этом предполагается, что в дальнейшем «Кедентранссервис» будет внесен в качестве взноса в созданную Россией, Беларусью и Казахстаном Объединенную транспортно-логистическую компанию.

Напомним, что «Трансконтейнер» купил контрольный пакет акций «Кедентранссервиса» (67%) в 2011 году, при этом «Қазақстан Темiр Жолы» получила опцион на выкуп 17% акций. В настоящее время «Кедентранссервис» находится в паритетном владении «Трансконтейнер» и КТЖ.

На сегодня АО «Кедентранссервис» - лидер на рынке перегрузочной деятельности на станции Достык с колеи 1435 в вагоны колеи 1520, управляет 8 перегрузочными местами на станции Достык и 2 перегрузочными местами на станции Алтынколь, с совокупной мощностью 5,3 млн. тонн/год, а так же имеет 19 грузовых терминалов в основных грузообразующих регионах Республики Казахстан и владеет парком из 30 тепловозов, почти 90% из которых магистральные.

Между тем, отвечая на вопрос Kapital.kz о возможности такой сделки глава ФНБ «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев заявил, что  «это относится к операционной деятельности компании, и мы рассматриваем в «Самрук-Казыне» только крупные сделки. Там есть определенный предел. По этой сделке к нам запросы не поступали, поэтому я не могу вам сказать».

Необходимо отметить, что в рамках корпоративного управления ФНБ компании могут самостоятельно принимать решения по сделкам до определенного уровня без одобрения советом директоров Фонда. Вполне вероятно, что в  результате девальвации рубля требуемая для сделки сумма вписывается в этот лимит. В качестве примера можно назвать тот факт, что покупка 17% акций «Кедентранссервиса» обошлась КТЖ в 665 млн рублей или по действовавшему на тот момент курсу около 20 млн долларов, на сегодня в долларовом исчислении сумма составляла бы 10 млн долларов.

В самой КТЖ ситуацию пока не комментируют. В тоже время, как рассказал на условиях анонимности бывший топ-менеджер упраздненного министерства транспорта и коммуникаций, «идея о buy back появилась в связи с девальвацией рубля. Если она будет реализована, то это позволит серьезно снизить расходы и одновременно, в случае передачи «Кедентранссервиса» в ОТЛК фактически до предела нарастить долю в ней казахстанской стороны, не прибегая при этом к дополнительным имущественным взносам».

Сама идея создания объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК) была одобрена на заседании глав правительств Беларуси, Казахстана и России летом 2012 года в Санкт-Петербурге.

«Мы говорим о транспортном коридоре от Тихого океана до Атлантического. Эту формулу однажды использовал президент Владимир Путин, и она абсолютно соответствует современным запросам. Даже в условиях санкций интерес к проекту проявляют Италия, Испания, Австрия, Германия. ОТЛК должна дать импульс развитию транспортной сферы стран-участниц ЕАЭС, с другой стороны, это отличный инструмент для расширения нашего сотрудничества с азиатскими, в первую очередь, китайскими железными дорогами», - так осенью прошлого года  прокомментировал  идею о создании компании Кapital.kz  глава РЖД  Владимир Якунин. По его словам на начальном этапе планировалось сформировать уставной капитал за счет имущественного взноса РЖД в виде 50+2 акции АО «Трансконтейнер»и 100% акций ОАО «РЖД Логистика» (25 000 платформ и 61 000 контейнеров), а Белорусская железная дорога и «Қазақстан Темiр Жолы» внесли денежные взносы в размере 1 млн долларов от каждой стороны. В результате в ноябре 2014 года АО «ОТЛК» прошло регистрацию, при этом доля российской стороны составила 99,84%, ГО «Белорусская железная дорога» и АО «НК «Қазақстан Темiр Жолы» по 0,08%. На втором этапе Казахстан и Беларусь должны были внести имущественные взносы в виде «Белинтертранс», владеющей терминалом в Бресте и акции «Казтранссервиса» и «Кедентранссервиса».

Причем, как особо подчеркнул Кapital.kz Владимир Якунин, «российская сторона не намерена доминировать в проекте и в перспективе, в течение ближайших 7 лет готова перейти на паритетное участие в проекте».

Необходимо отметить, что, по мнению экспертов, в результате второго этапа акции в ОТЛК должны были перераспределиться следующим образом: доля РЖД в ОТЛК снизится до 74%, КТЖ — увеличится до 21%, БЖД — до 5%.

 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Новости партнеров: