Вот и наступил для Казахстана час «Х». Цены на нефть стали такими, что пора забыть о прибыли от экспорта нефти. Вопрос лишь в том, способно ли правительство, ранее занимавшееся распределением нефтедолларов, работать в условиях отсутствия легких денег. Способна ли власть вернуть доверие людей и открыть им реальные возможности для открытия бизнеса.
Как сообщалось ранее, при цене 50 долларов за баррель Казахстан не будет получать прибыли от экспорта нефти. Правительство разработало план поддержки экономики при снижении цены на нефть ниже 40 долларов за баррель.
Не выручит Казахстан и рост цен на нефть до 50 долларов за баррель.
"Себестоимость нашей нефти, как заявил Узакбай Карабалин, составляет 50 долларов за баррель. Но к этому еще стоит прибавить стоимость транспортировки нефти", – сказал Сергей Смирнов, эксперт в нефтегазовом секторе.
Но есть эксперты, настроенные более оптимистично. Так, Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК, считает, что бюджет вполне может пополниться нефтедолларами даже при существующих ценах.
«Правда, тот же Нацфонд не получится, как планировали, пополнить до 110 млрд долларов. Но тем не менее экспорт нефти принесет прибыль. Были и худшие годы, когда цена на нефть падала еще ниже, до 10 долларов за баррель. Конечно, это были другие времена, другие условия, но тем не менее. Возможно, что определенная доля нефти, добываемая нацкомпаниями, будет переориентирована на внутренний рынок, на обеспечение отечественных НПЗ. Сегодня они недополучают то, что им необходимо. Возможно, будет увеличен выпуск бензина и того же дизельного топлива. Как раз то, с чем мы сталкиваемся в стране», – говорит Олег Егоров.
В последние месяцы эксперты и участники рынка озвучивают различные сценарии развития ситуации на мировом рынке нефти.
Начнем, пожалуй, с генерального секретаря ОПЕК Абдаллы аль-Бадри, который в интервью агентству "Рейтер", говоря о краткосрочных тенденциях, заявил, что в ближайшем будущем он ожидает более высокие цены на нефть. «Сейчас цены около 45-55 долларов за баррель, и я думаю, что, скорее всего, они достигли дна, и очень скоро мы сможем увидеть некоторый «отскок».
У главы компании ЛУКОЙЛ Вагита Алекперова свой прогноз. Сначала он рассказал о своих ожиданиях, что средняя цена на нефть в 2015 году составит 65-70 долларов за баррель. Но ранее он же предполагал, что на фоне заявлений ОПЕК и Саудовской Аравии мировые цены на нефть могут на короткий срок упасть до 25 долларов за баррель.
Менее оптимистично настроены аналитики Merrill Lynch, которые назвали рост запасов сырой нефти в странах-потребителях главной причиной снижения нефтяных цен. По их расчетам, во втором квартале 2015 года запасы нефти в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, включает в себя 34 наиболее развитые экономики мира) составят около 2,83 млрд баррелей, что на 180 млн баррелей больше, чем было годом ранее. При этом в хранилищах США, по мнению экспертов Merrill Lynch, свободного места останется больше, чем в других странах. А это приведет к тому, что нефть североамериканской марки WTI, цена на которую традиционно держится ниже стоимости Brent, на время станет дороже последней. Аналитики полагают, что цена на WTI к концу марта упадет лишь до 32 долларов за баррель. Однако уже во втором квартале 2015 года, после того как в США сократятся объемы добычи сланцевой нефти, цены на Brent и WTI начнут расти и уже к концу июня сравняются на отметке 43 долларов за баррель.
Еще более оптимистична британская нефтегазовая компания BP, которая прогнозирует цену на нефть в ближайшие 2-3 года на уровне 50-60 долларов за баррель. Такие цифры озвучил в пятницу, 23 января, глава компании Боб Дадли в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе. «Я наблюдаю уже четвертое за время моей работы в отрасли серьезное падение цен на нефть. Мы знаем, что делать. Я думаю, что мы должны планировать исходя из цен на нефть в районе 50-60 долларов за баррель в течение 2-3 лет», - заявил Боб Дадли.
Если исходить из вышеперечисленных прогнозов, то в ближайшие 2-3 года ждать приемлемых для экспорта казахстанской нефти цен не приходится. И потому не случайно в своей новой экономической политике президент Казахстана Нурсултан Назарбаев определил эти самые 3 года как наиболее трудные для казахстанской экономики и разрешил весь этот период брать из Нацфонда определенную сумму денег для поддержки экономики.
Вообще, когда мы говорим о ценах на нефть, то применительно к Казахстану это больная тема. В течение длительного времени казахстанские власти занимались, если прямо, то изъятием денег из одного кармана в другой карман. То есть многие просчеты в экономической политике, коррупцию, распил бюджетных средств можно было компенсировать легко и просто: взял из Нацфонда и положил в бюджет.
И даже сейчас, когда цены на нефть вроде как резко опустились, есть большие опасения, что вместо диверсификации казахстанской экономики мы будем «проедать» то, что уже накоплено.
Тот же генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри, описывая среднесрочную перспективу в динамике цен на нефть, заявил, что при отсутствии инвестиций в добычу мир через три-четыре года может столкнуться с дефицитом нефти, что приведет к повышению цены до 200 долларов за баррель.
Кроме того, число 200 в отношении грядущей цены на нефть называл в ходе форума в Давосе гендиректор Eni Клаудио Дескальци. По его мнению, нынешний период низких цен может настолько затормозить инвестиции в нефтяные проекты, что рынок в будущем столкнется с дефицитом предложения. «Многие наши проекты – долгосрочного характера, они рассчитаны на добычу через пять или шесть лет. И это проблема. Если сейчас резко сократить капиталовложения, через четыре-пять лет мы получим нехватку производства и, возможно, новый скачок цен вплоть до 200 долларов», – предупредил глава Eni.
Экономика Казахстана получит миллиарды долларов из Нацфонда. То есть правительство будет получать в бюджет гарантированный трансфер, строить большие планы, время от времени по ним отчитываться, краснеть и бледнеть, если будут просчеты. А потом снова 200 долларов за баррель, и нефтедоллары снова потекут в бюджет.
Понятно, что с таким настроем, когда трудности временные, а они уже практически профинансированы, правительство может только ждать высоких цен на нефть.
Единственный путь, по которому может вырулить Казахстан из нефтяной зависимости, это просто перестать надеяться на Нацфонд. Поэтому любые трансферы денег из Нацфонда можно просто заморозить. Вместо этого создать в Казахстане оптимальные условия для открытия собственного дела, предоставлять для этих целей доступные кредиты, действительно развивать средний и малый бизнес.