USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.89$
+0.330
BTC
97180.30$
+2931.600

ВВП прирастет услугами

Правительство разработало Программу по развитию сферы услуг в Республике Казахстан до 2020 года

Share
Share
Share
Tweet
Share
ВВП прирастет услугами- Kapital.kz

Предполагается, что к 2020 году вклад сферы услуг в ВВП Казахстана составит более $200 млрд. Прирост вклада сферы услуг будет сравним с сегодняшним вкладом в ВВП от всей индустрии, включая добычу и переработку всех полезных ископаемых, машиностроение, сельское хозяйство. Однако для того чтобы достичь этих результатов, по мнению авторов программы, необходимы инвестиции в размере $330 млрд, а также резкое увеличение производительности труда и изменения в миграционной политике. В случае успешной реализации программы Казахстан, по словам главы Сбербанка России Германа Грефа, «может быть мощнейшим драйвером на всем евразийском пространстве в секторе услуг».

«Целью разработанной программы является формирование конкурентоспособной сферы услуг путем повышения качества, доступности, увеличения производительности и экспорта сферы услуг. К концу реализации программы мы ожидаем увеличения доли сферы услуг до 60% ВВП, повышения производительности труда в 1,5 раза, создания 830 тыс. новых рабочих мест в сфере услуг, а также двукратного увеличения экспорта к 2020 году», – заявила, представляя программу, вице-министр национальной экономики РК Мадина Абылкасымова.

Надо отметить, что одним из первых на необходимость разработки программы по развитию услуг в РК указал глава Сбербанка России Герман Греф. Выступая на прошедшем в июне прошлого года совете иностранных инвесторов при президенте РК, посвященном итогам первой пятилетки ГПФИИР, он заявил: «Мне кажется, Казахстан может сделать следующий шаг: очень важна индустриализация Казахстана, очевидна перекошенность вашего ВВП за последние четыре года, несмотря на предыдущий, первый этап программы, зависимость ваша от сырьевого сектора только выросла в силу того, что сырьевой сектор динамично развивается. Не потому, что промышленность не развивалась, просто сырьевые секторы развиваются быстрее. Программа, конечно, поможет выровнять эту ситуацию. Но, мне кажется, что следующим шагом могло бы быть создание подобной программы в сфере развития услуг в структуре ВВП, потому что, несмотря на низкий объем промышленного производства в ВВП Казахстана и относительно, казалось бы, высокий объем производства услуг – в Казахстане это около 50% – тем не менее мы видим, что, конечно, ключевым драйвером развития экономики и в темпах экономического роста могут быть именно услуги». По мнению Германа Грефа, «это может позволить значительно больше задействовать экономику таких соседей, как Россия, Китай и Европа, в силу того, что услуги физически предоставлять значительно проще и барьеров на пути предоставления услуг значительно меньше. Но для этого, наверное, нужна специальная программа».

Действительно, на сегодняшний день доля сектора услуг в Казахстане составляет 54,2% ВВП. При этом для достижения запланированных целей по росту ВВП объем сферы услуг к 2020 году должен удвоиться, что соответствует среднегодовому темпу роста в 7%.

По данным Нацбанка РК за 2013 год, совокупный объем импорта в Казахстан составил $62,8 млрд, при этом 19% приходилось на долю услуг. Импорт услуг распределился следующим образом: профессиональные услуги – 54%; транспортные и туристические услуги – 38%; финансовые и страховые услуги – 2,7%; телекоммуникационные услуги, включая услуги в области информационных и компьютерных технологий, – 3,75%; услуги в области государственного управления, образования и здравоохранения – 1%.

По данным комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в 2013 году из страны было экспортировано товаров и услуг на общую сумму $89 972 млн, при этом доля услуг составила только 6%. Экспорт услуг распределился следующим образом: транспортные и туристические услуги – 82%, прочие деловые услуги – 9%, государственные услуги – 4%, телекоммуникационные услуги, включая услуги в области информационных технологий – 3%, финансовые и страховые услуги – 1%, прочие услуги – 1%.

Наибольшую долю в ВВП занимают такие отрасли услуг, как информация и связь, транспорт и складирование, оптовая и розничная торговля, туризм, финансовая и страховая деятельность, операции с недвижимым имуществом, профессиональные услуги, образование, здравоохранение. За исключением образования среднегодовой темп роста отраслей сферы услуг выше, чем других отраслей, не относящихся к сфере услуг.

По мнению авторов программы, для того чтобы войти в тридцатку самых развитых стран мира к 2050 году, сфера услуг должна вырасти в 1,7 раза к 2020 году и стать одним из основных драйверов национальной экономики. «Сектор услуг способен расти двузначными темпами в год, в отличие от промышленного производства, которое не дает таких темпов роста даже в самых быстроразвивающихся странах. И, конечно, самое главное, что дает сектор услуг, это инновационность. Не создать никакую инновационную экономику, если нет хорошо развитого сектора услуг», – полагает Герман Греф.

Авторы программы провели анализ и выделили 9 основных секторов, которые уже сегодня формируют более половины ВВП: торговля, транспорт и логистика, туризм, профессиональные услуги, информация и связь, финансовые услуги, операции с недвижимостью, образование и здравоохранение. Они считают, что наибольший вклад в рост экономики внесет сектор торговли, который будет расти в среднем на 8% ежегодно. Значительного ускорения относительно сегодняшней траектории нужно ожидать от финансового сектора, туризма, профессиональных услуг, в секторах недвижимости, образовании и здравоохранении. Кроме этого, для определения потенциала роста каждый сектор сферы услуг был проанализирован с точки зрения стратегически важных параметров отраслей сферы услуг: производительность труда отраслей сферы услуг, занятость (количество рабочих мест), инвестиции в отрасли услуг, качество услуг, доступность, стоимость услуг. Ситуацию в этих секторах сравнили с положением двух групп стран. В первую вошли Бразилия, Китай, Малайзия, Россия, Турция и ЮАР, а в так называемую целевую группу – Австралия, Канада, Израиль, Сингапур и США. «По итогам сравнительного анализа различных секторов по критериям «качество», «доступность» и «цена» выяснилось, что Казахстан значительно отстает по 7 из 9 секторам сферы услуг относительно группы сравнимых стран, включающих Бразилию, Россию, Китай, Малайзию, Турцию, ЮАР. Так, требуют дальнейшего улучшения качества, доступности и цены следующие секторы: финансовые услуги, транспорт и логистика, торговля, туризм, операции с недвижимостью, профессиональные услуги и здравоохранение», – заявила Мадина Абылкасымова. Для обеспечения целевого роста секторов сферы услуг, по мнению авторов программы, потребуется значительное увеличение производительности – она сейчас в 3-5 раз меньше, чем в развитых странах, таких как Австралия, Канада и США. Основными барьерами для развития каждого из секторов, по мнению авторов программы, являются низкая квалификация персонала, недостаток конкуренции в отдельных секторах, а также низкий спрос из-за качества услуг со стороны населения. Что касается отдельных секторов, то в программе, в частности, указано, что в финансовом секторе в настоящий момент зарубежные эксперты зафиксировали низкий уровень менеджмента, качества услуг, отсутствие систем управления рисками, низкую инвестиционную грамотность сотрудников, которые стали основными причинами системных проблем в крупнейших банках страны. Кроме того, по их мнению, в Казахстане непропорционально высок уровень требований к залогу. Такая ситуация обусловлена тем, что на рынке сохраняется высокая доля проблемных кредитов.

Что касается образования и здравоохранения, то в рейтингах Всемирного банка по уровню расходов на образование и здравоохранение Казахстан занимает 125-е и 136-е места соответственно. В программе отмечено, что сектор образования требует постепенного улучшения, так как государственные расходы на образование на душу населения составляют $1142,3, на здравоохранение – $302,1. Анализ показывает, что за прошлый период в секторе здравоохранения наблюдалась отрицательная динамика роста (-1%), среднегодовой темп роста в образовании составил лишь 0%. При этом для достижения целевого уровня производительности труда необходимо повысить среднегодовой темп роста ВВП в образовании до 7,5%, в здравоохранении – до 8%, при действующих среднегодовых темпах роста ВВП 3,7% (образование) и 3,4% (здравоохранение). В связи с этим в секторах образования и здравоохранения требуется провести кардинальные улучшения.

Между тем в беседе с корреспондентом «Капитал.kz» Герман Греф отметил особую важность этих секторов. «Казалось бы, социальный сектор, когда вы называете образование, здравоохранение и так далее социальным сектором, то это – затраты. Но это же – сектор. Он может быть сектором экономики, инвестиционным сектором, сектором, производящим услуги. Как мы знаем, в целом ряде государств эти секторы являются мощнейшим экспортным драйвером и драйвером развития ВВП в целом», – считает глава Сбербанка России. По его словам, «если говорить о развитых экономиках сегодня, допустим, о Великобритании, правительством Блэра была заложена колоссальная база для создания сектора образовательных услуг, и сегодня мы видим, что огромное количество иностранных студентов привозят миллиарды долларов в экономику Великобритании. Такая же ситуация в Соединенных Штатах Америки. В Сингапуре свыше 70% ВВП – это услуги. И такие сектора, как образование, научные исследования, медицина, в Сингапуре в разы больше производятся на экспорт, нежели для внутренней потребности. У Казахстана есть очень хороший шанс вырваться в этом».

Также в программе отмечено, что исходя из мировой практики, рост занятости населения в странах со средним доходом происходит в основном за счет сферы услуг. «Мне кажется, что, если говорить о создании рабочих мест, то сфера услуг создает значительно более быстро и более мультипликативное число рабочих мест», – считает Герман Греф. Согласно программе, в Казахстане до 2020 года ожидается увеличение занятости в сфере услуг на 830 тыс. рабочих мест. Основными секторами роста занятости выступят торговля (+450 тыс.), профессиональные услуги (+108 тыс.) и туризм (+100 тыс.).

Одним из основных проблемных моментов, по мнению авторов программы, является дефицит и низкая квалификация кадров. «Миграционная политика Казахстана в последние годы привела к усугублению нехватки квалифицированных кадров в стране. Уровень миграции в Казахстан за последние годы резко снизился. Если в 2005 году в страну приехали 74 тыс. человек, то в 2013 году этот показатель составил всего 24 тыс. человек, то есть снизился на 68%. Это привело к возникновению острой нехватки квалифицированных кадров» – таков результат проведенного анализа. Согласно оценкам экспертов, всего в стране не хватает около 100 тыс. специалистов. Особенно остро ощущается потребность в специалистах с высоким и средним уровнем квалификации, на которых приходится 27,5% и 14,2% от общего количества вакансий в стране соответственно. Еще 13,8% из 26 692 вакансий приходится на секторы промышленного производства и строительства, 14,7% – на специалистов, занимающихся административной поддержкой и оказанием услуг, а 29,8% вакансий могли бы занять квалифицированные работники.

В связи с этим предложен вариант пересмотра миграционной политики. «Чтобы стимулировать рост, Казахстану было бы целесообразно перейти к более гибкой миграционной модели. В настоящее время основными факторами допуска являются образование, опыт работы и спрос на конкретную специальность, причем последний фактор создает наибольшие препятствия для допуска в страну, поскольку перечень необходимых специальностей составляется один раз в год, и при этом используются очень узкие определения, не позволяющие охватить все секторы, где есть нехватка специалистов. Это приводит к тому, что в Казахстане на одну тысячу граждан приходится 1,5 иммигранта», – полагают авторы программы. По их мнению, необходимо рассмотреть канадскую миграционную модель, основанную на системе начисления баллов. В рамках этой модели используются такие факторы допуска, как владение английским или французским языком (максимум 28 баллов), образование (максимум 25 баллов), опыт работы (максимум 15 баллов), возраст (максимум 12 баллов), наличие готового рабочего места в Канаде (максимум 10 баллов) и способность приспособиться (максимум 10 баллов). Для получения допуска в страну необходимо 67 баллов. Таким образом, в Канаду допускаются все квалифицированные работники. Благодаря этому в стране на одну тысячу граждан приходится 7,4 иммигранта, что является самым высоким в мире показателем допуска иммигрантов. Новая модель привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, считают авторы программы, поможет Казахстану решить проблему дефицита кадров в секторе профессиональных услуг. Необходимо ускорить процедуру рассмотрения поступающих заявок. Кроме того, по их мнению, нужно проработать еще одну меру – поддержку возвращения на родину (с последующим трудоустройством в Казахстане) высококвалифицированных специалистов – уроженцев страны, живущих за рубежом. С этой целью предлагается провести международную маркетинговую кампанию, рекламирующую Казахстан как привлекательный регион для трудоустройства квалифицированных мигрантов со всего мира.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.