2014 год был достаточно продуктивным для логистического рынка Казахстана. В настоящее время завершаются работы на казахстанском участке масштабного транспортного коридора Западный Китай - Западная Европа. Эта магистраль улучшит транспортные связи между Европой и Азией, а также существенно облегчит импорт товаров из Китая.
«Главным преимуществом нашей страны является географическое расположение. Мы граничим с пятью странами на суше и двумя странами на Каспийском море. Являясь остро востребованным на транзитном рынке для соседних стран, мы параллельно развиваем свою, внутреннюю, логистику. Новый коридор Западный Китай - Западная Европа позволит развивать свой внутренний рынок логистических услуг в направлении юг - запад и обратно», – поясняет исполнительный директор ТОО «Ай-Транссервис» Марат Имашев.
Главной проблемой логистической отрасли страны остается удручающее состояние дорог.
«До недавнего времени у нас было всего две автомагистрали, более-менее позволявшие осуществлять безопасные перевозки. Это Алматы - Астана и Алматы - Кордай. Подчеркиваю, только позволявшие осуществлять безопасные перевозки. Условия и возможности для ремонта и отдыха для водителей отсутствуют. Как уже отметил президент страны, автотрасса Оскемен - Алматы отсутствует. Конечно, он имел в виду не физическое отсутствие трассы, а ее ужасное состояние. Строительство и обслуживание протяженных трасс не дешевое занятие, но нужное. Любая из автотрасс в нашей стране явялется частью транзитного коридора», – заявил Марат Имашев.
По данным КаздорНИИ, лишь 14% дорог находятся в рабочем состоянии и не требуют срочного ремонта. 65% трасс находится в авраийном состоянии и требует капитального ремонта.
Большим достижением уходящего года является усовершенствование транзитного потенциала морских путей. Завершился первый этап расширения Актауского международного торгового порта. В рамках этапа были постороенны защитные гидротехнические сооружения, которые позволяют расширить порт с севера и обезопасить мореплавание и стоянки судов.
В развитии логистической инфраструктуры важно то, что на 85% реализована программа «Транспортная стратегия 2015 года». Было определено направление развития транспортного комплекса страны и установлена единая для транспортной отрасли система приоритетов, которая является основой для разработки целевых программ в области транспорта и смежных с ним отраслях экономики.
В рамках программы значительно вырос объем грузоперевозок Казахстана, что составило 88,1% от общей доли логистического рынка в экономике.
2015 год в сфере логистичских услуг обещает быть плодотворным. В рамках программы «Хоргос – Восточные ворота» значительно выросли прогнозы роста грузопотока и транзита через Казахстан.
«Хоргос находится на направлении важнейшего международного транспортного коридора «Запад – Восток» с дальнейшим выходом на МТК «Север-Юг» на западе страны. СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота» предполагает строительство аэропорта, сухого порта, железной дороги Жетыген - Хоргос, автодороги и прямого сообщения с морским портом Актау. По данным «КТЖ», инвестированием в проект уже заинтересовалась российская транспортная группа FESCO. Необходимый объем инвестиций в СЭЗ оценивается в 3,5 млрд долларов», – прокомментировал эксперт союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS.
Для решения транспортно-логистических проблем Казахстана был подписан план совместных действий между Министерством по инвестициям и развитию, нацкомпанией «КТЖ» и Союзом транспортников Казахстана KAZLOGISTICS. Реализация плана будет продолжена и в 2015 году.
Основным направлением в развитии транзитного потенциала страны является Стратегия «Казахстан-2050» и новая экономическая политика «Нұрлы Жол». В результате Казахстан получит не только повышение инвестиционной привлекательности регионов, но и развитие экономики регионов, снижение транспортно-логистических издержек, развитие рынка транспортно-логистических услуг в регионах, создание новых рабочих мест, увеличится транзитный потенциал страны.
Также в планах на 2015 год открытие новой железной дороги Жезгазкан – Шалкар – Бейней. Протяженность магистрали будет составлять 1200 километров, она свяжет напрямую Восток и Запад страны. Более того, дорога позволит через Каспий и Кавказ выходить в Европу, а на востоке – в порт Ляньюньган на Тихом океане, о чем есть соглашение с Китаем.
Кроме того, для развития экспорта и транзита страны запланировано расширение казахстанского присутствия на Каспийском море, предусматривающее строительство портовой зоны с паромной переправой в поселке Курык. К нему будут подведены новые железнодорожные линии. Объем инвестиций в этот проект составляет более 16 млрд тенге, сейчас формируются инвестиционные планы, начало реализации проекта запланировано на 2015 год.
Стратегически важно откртие транзитного железнодорожного коридора через территорию Казахстана и Туркменистана в Иран. Через нее в Иран будет доставляться сырье из стран Азии и России, а затем в порт Данбар – Аббас. Особенность порта заключается в том, что он находится в Ормузском проливе и открывает доступ к крупным морским торговым путям.