Снижение промышленного производства и рост безработицы в моногородах наблюдается повсеместно, сообщил депутат мажилиса парламента РК Серикжан Канаев. Об этом пишет КазТАГ.
«Мы сказали, что в рамках решения проблемы моногородов будут решены вопросы относительно микрокредитования населения моногородов. Микрокредитование: тоже протрубили на весь мир, что будем давать гранты. А что получилось? Вот последняя сводка. В Атырауской области поселок Кульшары и в Мангыстауской, в городе Жанаозен, всего выдано за этот период (с 2012 года) 3 и, соответственно, 5 микрокредитов. В Карагандинской области 8 моногородов, в Алматинской области - город Текели, в Павлодарской области, не выдано на сегодня ни одного микрокредита! Вроде бы программа хорошая, деньги дали, в тоже время не выполняли», - сказал С. Канаев во время обсуждения программы развития моногородов РК до 2020 года на заседании совета по региональной политике в мажилисе в понедельник.
Также депутат отметил, что не освоены средства, направленные на развитие инфраструктуры в моногородах.
«Касаюсь областей, не только все зависит от центральных исполнительных органов, многое зависит от акиматов. Как так, деньги даны, лето прошло, красное лето прокукарекали, теперь мы готовимся к зиме. Какая инженерная инфраструктура делается зимой?!», - возмутился он.
«В 12 моногородах объем производства не только не вырос, а наоборот, объем промышленного производства еще упал и вырос уровень безработицы! Снижение наблюдается: Аркалык, Жанатас, Курчатов, Зыряновск, Серебрянск, Степногорск, Балхаш, Сарань, Темиртау, Аксу, Жетикара и Каратау. Это почти половина тех городов, о которых мы сейчас только что выслушали, что якорные проекты уже действуют, а спад промышленного производства имеется», - констатировал мажилисмен.
При этом он отметил, что ранее на поддержание экономики также были выделены средства из госбюджета.
«Кризис повлиял, наверное, на ту ситуацию, которая складывается в стране, в экономике, но, несмотря на это, вы знаете, что на кризис были выделены соответствующие средства по всем программам, по программе моногородов в том числе. Мы трубили: 48 якорных проектов! Да, у нас есть в отдельных городах якорные проекты сами по себе, даже название «якорь» неудачно придумано… Суть в том, что якорные проекты частично заработали. В то же время что имеем на сегодня, из 48 якорных проектов реализовано 14, половина достигли 50% проектной мощности. Так напрашивается вопрос, что это за якорные проекты, что их продукция не востребована сегодня?», - задается вопросом мажилисмен.
По мнению С. Канаева сегодня на этих предприятиях имеется ряд проблем.
«Зачем мы себя опять вталкиваем (средства) в эти же города, в долги, в рост безработицы? Когда предприятия открывали, там со всеми флажками, со всеми делами, а если продукция не востребована - это что за якорь? Это не якорь, это путы, получается. Мы еще дальше загоняем проблему, вместо того, чтобы дать новые рабочие места, чтобы вдохнуть жизнь в наши моногорода, а получается опять же новостройки, продукция которых не обеспечена (потребительским спросом)», - подытожил он.