В краткосрочной перспективе цены на новые автомобили из-за ослабления рубля пока останутся без изменений. Но только в том случае, если на российском рынке не случится какой-нибудь форс-мажор. А он, форс-мажор, уже есть, и пока не собирается исчезать.
Как сообщили казахстанским СМИ недавно в группе компаний «Бипек Авто-Азия Авто», предпосылок к росту цен на автомобили в Казахстане из-за ослабления рубля нет.
«События на российском валютном рынке заставляют казахстанцев задуматься о том, как изменятся цены в Казахстане. Но, если опираться на объективные цифры сегодняшнего дня, валютная ситуация в Казахстане отличается от российской. С начала октября рубль упал к доллару США на 14%. В тот же период тенге укрепился к американской валюте на 0,5%, к евро - на 1,3%, к рублю - на 13,5%. Потому сегодня валютных предпосылок к росту цен на автомобили в Казахстане нет. Насколько устойчивым будет нынешнее положение дел, это вопрос, который находится в ведении Национального банка», - сказал представитель группы.
При этом он отметил, что застраховаться от изменения цен невозможно.
«Как и на других товарных рынках, цена автомобиля напрямую зависит от курса национальной валюты и уровня инфляции - как внутри Казахстана, так и в странах, которые экспортируют нам автокомпоненты и готовые автомобили», - подчеркнул собеседник.
По итогам 9 месяцев 2014 года стоимость легкового автомобиля на казахстанском рынке в среднем составила 22,1 тыс. долларов.
По сообщению российских СМИ, иностранные автопроизводители повышают цены на машины в России следом за снижением курса рубля к евро и доллару. Наибольшие шансы сдержать цены - у производителей, которые собирают машины в России.
В РФ с начала года доллар подорожал на 36% (за октябрь - на 13%), евро - на 26% (11%). По итогам 9 месяцев 2014 года средневзвешенная цена на новый легковой автомобиль составила 990 тыс. рублей.
Если смотреть на ситуацию на первичном автомобильном рынке через призму девальвации тенге, произошедшей в феврале 2014 года, то все вроде как похоже.
Тогда, с 11 февраля 2014 года, когда Национальный банк отказался от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне тенге упал минимум на 20%.
Так вот первой реакцией автосалонов был шок. Они приостановили продажи для того, чтобы понять, каким будет курс национальной валюты. Все дело в том, что автомобили в Казахстане реализуются в тенговом эквиваленте, и потому для автосалонов важен курс казахстанской валюты.
Вместе с тем, на российском рынке как раз шел процесс подорожания автомобилей, связанный с ослаблением рубля. С начала текущего года и до конца марта рубль ослаб примерно на 10%, что вынудило автопроизводителей поднимать цены на свою продукцию. С начала года ценники выросли в среднем на 2-5%.
В частности, 25 марта 2014 года о повышении цен на все модели в среднем на 2,8% объявил «АвтоВАЗ».
А потом случилось как раз то, на что сейчас в Казахстане многие надеются. Из-за слабого спроса на новые автомобили автосалоны какое-то время реализовывали их по старому курсу, то есть за 152 тенге за доллар при курсе 180-181 тенге за доллар.
Именно это самое обстоятельство сейчас греет души многих казахстанцев, не успевших в феврале приобрести новый автомобиль.
Официально не раз делались заявления о том, что девальвации до конца года не будет. Но некоторые факторы вызывают опасения. К примеру, в России с начала года доллар подорожал на 36% (за октябрь - на 13%), евро - на 26% (11%). И судя по динамике падения цен на нефть, рубль продолжит свое падение. Уже сейчас крупные международные банки прогнозируют цену на нефть в размере не выше 90 долларов и сегодня, и в 2015 году. А, возможно, и ниже.