Скандал с компанией «Гульнар тур» и массовое банкротство российских турфирм создали довольно нервную атмосферу в туристической отрасли. Именно поэтому туроператоры не устают предсказывать всевозможные коллапсы. Хотя основная проблема – плохое бездарное управление отраслью со стороны государства.
Как сообщилось, Ассоциация туроператоров Казахстана предупредила о надвигающемся новом коллапсе на рынке туристических услуг. Туроператоры утверждают, что на рынке уже работают несколько фирм, которые могут продавать билеты на несуществующие рейсы.
«Ответственность несет иностранная авиакомпания, которой в Казахстане нет. Пилоты, стюарды - все иностранцы, самолет не зарегистрирован здесь. Авиакомпания из одного человека - директора - и тут летает какой-то непонятный самолет, не понятно, кем обслуживающийся, как обслуживающийся. Таких схем нельзя допускать», – заявила член Ассоциации туроператоров Казахстана Салтанат Омарова.
Речь идет о так называемом «мокром» лизинге. Это когда техническое обслуживание, ремонт, страхование воздушного судна производится лизингодателем. То есть, по факту борт остается иностранным, но летает под флагами казахстанской авиакомпании. Туроператоры Казахстана предупреждают, что в случае возникновения каких-либо проблем отвечать за туристов никто не будет. Так произошло с уже ставшей скандально известной фирмой «Гульнар тур», которая использовала как раз такую схему.
«За деятельностью туроператоров на самом деле нет должного контроля со стороны государства, и поэтому очень сложно проверить сегодня, начав продавать туры, что сделают завтра туроператоры. То есть, не имея возможности завести самолет, они могут объявить и банкротство, и просто какие-то мошеннические действия», - сказала исполнительный директор туристической фирмы Асем Козбагарова.
Напомним, этим летом достаточно часто у казахстанцев возникали проблемы с туроператорами, а одна из крупнейших компаний – «Гульнар тур» - оставила без отдыха более 12 тыс. семей. Сотни клиентов компании не смогли вылететь из Турции в Казахстан и обратно. Ранее в отношении руководства туристической компании было возбуждено уголовное дело. В конце августа «Гульнар тур» лишили лицензии.
Суть да дело
А случилось то, что должно было случиться. Турфирма собрала деньги, не выполнила свои обязательства, и попыталась скрыться, что, в принципе, главе «Гульнар тур» и удалось.
Как только стало известно, что турфирма обманула своих клиентов, в середине июля Комитет индустрии туризма министерства индустрии и новых технологий по согласованию с генеральной прокуратурой республики начали внеплановую проверку турфирмы.
В конце июля Национальная лига потребителей Казахстана подала иск против «Гульнар тур». Тогда же прозвучала и цифра ущерба, нанесенного турфирмой – 30 млн. тенге.
Уже в конце июля, как сообщил СМИ председатель Комитета индустрии туризма Марат Игали, его ведомство направило иск в суд о лишении лицензии турфирмы «Гульнар тур».
Как сообщили 11 августа казахстанские СМИ, более 1 тыс. клиентов «Гульнар тур» переоформили авиабилеты в Турцию.
А 22 августа 2014 года специализированный межрайонный экономический суд Алматы, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета, вынес решение о лишении лицензии ТОО «ТК «Гульнар тур».
Кстати, скандал вокруг «Гульнар тур» очень напоминает скандалы вокруг российских турфирм.
В России происходит то же самое. Только в текущем году в России обанкротились такие туркомпании, как «Нева», «Идеал тур», «Экспотур», «Роза ветров. Мир» и «Лабиринт».
В начале августа эту проблему обсуждали на уровне российского правительства. Во время этого самого обсуждения премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сравнил фирмы-банкроты с финансовыми пирамидами. «У нас что получается: сами по себе туристические операторы - они разрослись, некоторые из них стали очень похожи на МММ… Необходимо, чтобы они правильным образом страховали свои риски», - заявил он.
И тогда же правительство РФ вроде как нашло пути решения проблемы. По словам премьера, «отрасль недостаточно жестко контролируется». Не заставили себя ждать и предложения. По мнению Дмитрия Медведева, нужно проводить периодические проверки туроператоров, а также исключать из реестра компаний тех операторов, у кого нет надежного финансового покрытия.
Причем, финансовое покрытие деятельности турфирм в России намного выше, чем финансовое покрытие в Казахстане.
Однако, и в России, и в Казахстане банкротства турфирм происходят регулярно, и они, к сожалению, не ограничиваются 2014 годом.
Можно вспомнить 2012 год, когда в России обанкротилась одна из крупнейших туристических компаний «Ланта-тур». А о взаимосвязи между российским и казахстанским туристическими рынками свидетельствует тот факт, что сразу после банкротства «Ланта-тур», казахстанские турфирмы активизировали продажу «горящих» туров, которые зачастую реализовывались ниже себестоимости.
То есть, проблема банкротств российских турфирм сразу же вызывает проблемы у казахстанских турфирм. Если подходить к вопросу возможного коллапса именно с этой стороны, то он, по всей видимости, может случиться. То есть переток плохого турпродукта между нашими рынками довольно активный.
Давайте все же вернемся к вопросу финансового покрытия.
В отличие от России, где для начала бизнеса в сфере выездного туризма необходимо предоставить банковские гарантии на 0,5 млн. долларов, в Казахстане заниматься туристической деятельностью может практически любой. Для получения лицензии туроператора достаточно быть юридическим лицом, снять офис, нанять персонал и заплатить лицензионный сбор (10 МРП – 18,52 тыс. тенге). Кроме этого, нужно подписать соглашения с перевозчиком и принимающей стороной, а также заключить договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, который, впрочем, не защитит туриста в случае банкротства организаторов тура.
Значит, любые проблемы на российском рынке могут аукнуться на казахстанском рынке в еще большей степени.
И все потому, что маржа от деятельности вроде как низкая, турфирмы берут на себя много рисков, иногда летний отдых они оплачивать деньгами, собранными зимой, а зимний – деньгами, собранными летом.
Но все же главная проблема – плохое качество управления отраслью со стороны государства. Ни Федеральное агентство по туризму в России, ни Комитет индустрии туризма в Казахстане не могли, не могут, и в ближайшее время не смогут управлять отраслью так, чтобы потенциальный турист, уезжая за границу, был спокоен и уверен.
Любые предложения российских и казахстанских властей по поводу ужесточения правил игры на туристическом рынке, или введение лицензирования, ничего ровным счетом не дадут. Турфирмы будут разоряться, а у туристов будет испорчен отпуск.
Дело в иной плоскости
Если хотя бы минимизировать коррупцию внутри государственного аппарата, в том числе из регуляторов, отвечающих за туризм, то картина сразу же изменится. Это как в казахстанской нефтянке. Если и там минимизировать коррупцию, то транснациональные корпорации будут работать в Казахстане так же, как и в любой развитой стране мира – честно.
И тогда казахстанские турфирмы будут работать, как немецкие. Они, кстати, реагируют на негативные отзывы своих клиентов оперативно, могут провести собственное расследование и если жалоба подтверждается, то отель обязательно получит массу неприятностей.