29 июля США и ЕС ввели секторальные санкции против России – в отличие от прежних, они уже не были направлены на отдельных людей или компании, а касались целых секторов российской экономики. Вкратце содержание их следующее:
1.Запрет на экспорт технологий и продукции двойного назначения (которые могут использоваться в военно-промышленном комплексе для выпуска военной продукции)
2.Запрет на выдачу кредитов российским банкам с государственным участием больше чем на 90 дней, то есть делают недоступными для них средне- и долгосрочные кредиты. Также запрещается покупать их ценные бумаги и имущество.
3.Запрет на экспорт оборудования для нефтяной отрасли
Со стороны ЕС санкции вводятся на 1 год с оценкой их эффективности через 3 месяца (после этого они или будут пересмотрены или будут вводиться новые). В общей сложности, все ранее принятые санкции США и ЕС против России сводятся к следующим направлениям:
1.Против отдельных физических лиц – замораживание активов и запрет на въезд
2.Прекращение сотрудничества по некоторым проектам
3.Отмена беспошлинного ввоза некоторых российских товаров
4.Прекращение экспорта в России всякой военной продукции и технологий, а также продукции и технологий двойного назначения
5.Санкции против крымских компаний – запрет на экспорт, запрет на приобретение активов
6.Санкции против российских компаний – запрет на экспорт и взаимодействие, заморозка активов
7.Прекращение финансирования проектов на территории активов со стороны банков с государственным участием (прежде всего Европейского инвестиционного банка и Всемирного банка)
8.Приостановление сотрудничества, прежде всего в военной сфере, а также в сфере безопасности, создания зоны свободной торговли и облегчения визового режима.
9.Прекращение поставок оборудования для нефтяной промышленности и, в особенности для добычи нефти на шельфе и добыче сланцевой нефти
Выглядит список серьезно, но очень похож на санкции против Китая, которые действуют уже 25 лет и конечно гораздо менее строг, чем санкции против Ирана и Кубы.
Не будем обсуждать правомерность и обоснованность данных санкций, остановимся на интересном для Казахстана вопросе – как эти санкции скажутся на экономике России? Ведь от ее состояния также зависит и состояние экономики Казахстана.
Крайне трудно ответить на этот вопрос, так как экономики обладают определенной инерцией, и говорить о реальных результатах можно будет примерно через квартал или полгода. Также надо учесть воздействие собственных экономических процессов в России, на которые и будет накладываться действие санкций.
Посмотрим различные показатели в следующих сферах:
1.Иностранные инвестиции
2.Внешний долг
3.Внешняя торговля
4.Фондовый рынок
5.Нефтяная отрасль
6.Военно-промышленный комплекс
Иностранные инвестиции
Иностранные инвестиции – наиболее инертная сфера и поэтому можно только предполагать, как они изменятся после санкций. Тем не менее, можно посмотреть, как дело обстоит сейчас и примерно прикинуть, как будет дальше. Правда, дело осложняется тем, что у России 2 вида статистики по иностранным инвестициям – одна Федеральной службы государственной статистики и вторая Центробанка РФ. Друг с другом они не совпадают, как впрочем, и с казахстанской методикой расчета иностранных инвестиций.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, накопленные иностранные инвестиции на конец декабря 2013 года составили 384,117 миллиардов долларов, из которых 126,051 миллиардов составили прямые инвестиции, 5,691 миллиардов портфельные, а 252,375 торговые и прочие кредиты. Это в принципе, для такой большой страны немного, а если говорить о прямых иностранных инвестициях, так вообще очень мало. Если смотреть распределение по странам, то главными инвесторами являются Кипр, Нидерланды и Люксембург.
Посмотрим, как обстоят дела со статистикой Центробанка РФ. Согласно ей, за период 2007-2013 год прямые иностранные инвестиции в Россию составили 395,342 миллиарда долларов, из которых 112,374 миллиарда это участие в капитале, 156,856 миллиардов реинвестирование доходов и 126,110 миллиарда долларов долговые инструменты. Ниже даны Топ-10 стран-инвесторов в Россию, которые инвестировали практически 75% от общего количества инвестиций. Как видно, преобладают в нем страны с офшорной или близкой к офшорной юрисдикцией – практически, ими являются все кроме Франции, Германии и с оговоркой Великобритании.
Что же можно сказать исходя из этих довольно отличающихся друг от друга данных двух российских ведомств, кроме того что в России с подсчетом иностранных инвестиций полный бардак? В любом, случае видно, что:
Иностранных инвестиций, а особенно с участием в уставном капитале очень мало для такой страны – их должно быть как минимум раз в 5 больше
Преобладающие инвесторы представляют офшоры и с большой долей вероятности их инвестиции это российские же капиталы, которые через них возвращаются в Россию
Ведущие мировые державы имеют крайне малые прямые инвестиции в Россию (к примеру, по методике ФСГС США вложило 2,8 миллиарда долларов, а Китай 1,68 миллиарда долларов, что представляет собой смешные цифры), что можно сказать, что Россия практически закрытая для больших иностранных инвестиций страна
В целом, видно, что российская элита не реализовала полностью инвестиционный потенциал России и тут возможны большие вливания денежных средств, особенно при создании соответствующих политических и экономических условий.
Санкции не окажут особого влияния на инвестиции, так как значимых иностранных инвестиций получается, нет – они заменяются долговыми инструментами.
Внешний долг
По оценке Центробанка РФ, на 1 июля 2014 года внешний долг России составляет 720,926 миллиардов долларов, из которых долг государственных органов 54,638 миллиардов долларов, долг Центробанка 16,040 миллиардов, долг банков второго уровня 206,531 миллиардов долларов, долг прочих секторов экономики 443, 716 миллиардов. Так как санкции касаются банков, то посмотрим на их график погашения:
Погашение основного долга – до 1 года надо выплатить 63,371 миллиардов, от 1 до 2 лет 22,498 миллиардов, свыше 2 лет 84,817 миллиардов. На период с августа 2014 по март 2015 надо выплачивать ежемесячно от 2,2 до 6,6 миллиардов долларов.
Погашение процентов – до 1 года надо выплатить 7,466 миллиардов, от 1 до 2 лет 5,419 миллиардов, свыше 2 лет 19,112 миллиардов. На период с августа 2014 по март 2015 надо выплачивать ежемесячно от 0,512 до 0,631 миллиардов долларов.
Если принять то, что санкции продлятся около года, то сложность возникнет при перекредитовании части выплат с 70,8 миллиардов долларов. В принципе притом, что только вклады физических и юридических лиц в банках России на 1 июня 2014 составляют около 36,8 триллионов рублей или 1,04 триллиона долларов и выросли за 1 год на 4,3 триллиона рублей или на 120 миллиардов долларов, надо отметить, что отсутствие доступа к западным рынкам капитала не так сильно скажется на российских банках. Речь пойдет о возможных убытках в 2-4 миллиарда долларов – не сильно больше, но правда, если санкции будут не больше года.
Внешняя торговля и военно-промышленный комплекс
Под угрозой будет часть российского машиностроительного экспорта в Европу и США и соответственно. Точные данные я не могу назвать, так как это должно быть результатом отдельного исследования, но можно ориентироваться на показатели экспорта и импорта «высокотехнологичной продукции», то есть товары авиакосмической промышленности, компьютерно-офисная техника, электроника и телекоммуникационное оборудование, фармацевтическая продукция, научные приборы, электрическое и неэлектрическое оборудование, химическую продукцию, вооружение.
В 2012 году Россия экспортировала такой продукции на 16,022 миллиарда долларов, а импортировала на 40,205 миллиардов долларов. Но так как из США и стран ЕС Россия в основном закупает такие товары, а не экспортирует, то потери экспорта можно оценить в 2-3 миллиардов долларов, а импорта, наверное, около 10-15 миллиардов долларов. Но главное тут в том, что может быть сорвана программа перевооружения российской армии до 2020 года, что представляется для России весьма важным.
Группа товаров |
Экспорт в 2012 году, млн. долларов |
Импорт в 2012 году, млн. долларов |
Высокотехнологичная продукция, из нее: |
16022 |
40205 |
товары авиакосмической промышленности |
6006 |
5586 |
компьютерно-офисная техника |
267 |
7109 |
электроника и
телекоммуникационное |
1085 |
12932 |
фармацевтическая продукция |
215 |
4222 |
научные приборы |
892 |
6124 |
электрическое и неэлектрическое оборудование, химическую продукцию, вооружение |
7558 |
4231 |
Фондовый рынок
Если говорить о фондовом рынке, то там, хотя и фиксировалось падение после введения санкций (начало февраля), но надо отметить, что падение капитализации российских ценных бумаг началось еще с октября 2013 года, когда они достигли пика. После введения санкций отмечалось распродажа акций, что видно по объему ежедневных торгов – они выросли примерно с 1 миллиарда долларов до 3 миллиардов долларов (по всей видимости, скидывали бумаги иностранные инвесторы).
В общем, негативный тренд по снижению капитализации в целом был усилен еще и санкциями. Даже если взять разницу между капитализацией на начало февраля 2013 года (185,5 миллиардов долларов) до капитализации на 25 июля (178,4 миллиарда), то потери составляют около 7,1 миллиарда долларов. А если предположить, что после введения секторальных санкций российский рынок провалится до тех отметок, которые были в начале марта (152,4 миллиарда долларов) и будет там оставаться, то потери инвесторов можно оценить примерно в 30 миллиардов долларов, что довольно много. То есть потери фондового рынка можно оценить в 7-10 миллиардов долларов минимум и 30 миллиардов максимум.
Нефтяная отрасль
В 2013 году по данным Министерства энергетики РФ в России было добыто 523,3 миллиона тонн нефти, что на 5,2 миллиона тонн больше, чем в 2012 году. При этом наблюдаются следующие тенденции:
• Небольшое сокращение добычи в Западной Сибири
• Стабилизация с незначительным ростом добычи в европейской части России
• Рост добычи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке – они и дали 5,2 миллиона тонн прибавки добычи. Восточная Сибирь и Дальний Восток в последние годы стали генераторами роста нефтедобычи – там уже добывается 54,6 миллиона тонн нефти. Более того, ожидается дальнейшее расширение за счет освоения площадей Камчатского шельфа (Западно-Камчатской и Шелиховской на Охотоморском шельфе, Олюторской и Хатырской на Беринговоморском шельфе), на Сахалине («Сахалин 3»-«Сахалин-9»).
Также не надо забывать о Каспийском регионе – вслед за месторождением имени Юрия Корчагина будут осваиваться еще месторождения на шельфе. Отдельно надо сказать, что от добычи нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке зависит работа нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан», который обошелся в совокупности в 23,3 миллиарда долларов и заполнен был в 2013 году на 77,1%. Без прироста добычи в регионе он не сможет окупиться.
Ну и в целом, от состояния добычи нефти зависит развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири и взаимоотношения с Китаем, Японией и Южной Кореей, что является для России стратегической задачей. Но для всех этих проектов нужна специализированная техника, приспособленная как для сверхнизких температур Якутии, так и для работы на морском шельфе. По большей части эта техника импортная и поэтому отсутствие поставок может затормозить проекты освоения месторождений.
Снижение темпов добычи даже на 5 миллионов тонн в год при стоимости 1 тонны нефти около 700 долларов дает убыток в 3,5 миллиарда долларов. Также это скажется на стоимости акций нефтедобывающих компаний, тех компаний, кто с ними связан инфраструктурой (терминалы, танкеры, трубопроводы) и на увеличении их расходов (к примеру, надо будет закупать оборудование через посредников). В целом, потери от запрета на экспорт оборудования может достигать от 3 до 10 миллиардов долларов в год.
Выводы
В общем, потери России от санкций, на мой субъективный взгляд, можно оценить так:
• Инвестиции – потерь особых нет
• Заимствования для банков – 2-4 миллиарда долларов
• Внешняя торговля – потери по экспорту 2-3 миллиарда долларов, по импорту 10-15 миллиардов долларов в год (проблема в том, что частично это высокотехнологичное оборудование уникально)
• Фондовый рынок – от 7-10 миллиардов минимум до 30 миллиардов максимум.
• Потери от запрета на экспорт нефтегазового оборудования в Россию - 3-10 миллиардов долларов.
То есть санкции обойдутся для России от 30 до 60 миллиардов долларов, правда половину из них составляют потери фондового рынка, которые в принципе не так болезненны. Разумеется, Россия может частично компенсировать эти потери за счет:
• Импортозамещения за счет поставок из стран ЕС и Украины
• Открытия экономики для иностранных инвесторов – продажи месторождений и приватизации части государственных активов
• Использования Стабилизационного фонда для поддержки банков
• Переориентации в заимствованиях на Китай, Сингапур, Южную Корею, Японию и арабские страны
В общем, санкции имеют неприятный, но вполне терпимый характер. Весь вопрос в том, будут ли они длиться дольше и не будут ли расширены.