В рамках пилотного проекта до конца года в каждом районе Алматы будут переданы по одному садику в концессию, на принципах государственно-частного партнерства, или в доверительное управление. С помощью этого нововведения власти хотят решить проблему дефицита дошкольных организаций. Детские сады хотя и открывают ежегодно, но их все равно не хватает. Очередность по стране составляет 112 человек на место, в городах 118. И ежегодно эта очередь растет почти на 20 %.
«Всем понятно, что нужно развивать детские сады и всю социальную сферу. Государство, чтобы не строить большие инфраструктурные объекты, решило привлечь инвесторов в эту сферу», – пояснил заместитель директора по правовым вопросам палаты предпринимателей Алматы Айтуар Кошмамбетов. «Причем принцип государственно-частного партнерства предусматривает не только сотрудничество в социальной сфере, но и в других. Например, в сфере спорта, платных автодорог, которые мало себя окупают. Теперь государство может само не строить, не брать на себя большие обязательства, а дать возможность участвовать в этом предпринимателям», – отметил Кошмамбетов.
При этом в палате предпринимателей не могли назвать точного числа желающих взять социальные объекты в управление. Сами предприниматели пока осторожно относятся к перспективам государственно-частного партнерства. А те , кто уже рискнул открыть детский сад, смотрят на это скептически.
«Дошкольное образование – тяжелый труд. Я думаю, что бизнес и детский сад – это разные вещи», – говорит методист частного детского сада Елена Семкина. «На детях трудно заработать, это затратное дело. Мы много отдаем за аренду помещений, на оплату коммунальных услуг, питание, которое в частном детском саду должно быть достойным, на приобретение канцтоваров, мебели постельных принадлежностей. Вот почему столько детских садов открывается и почти столько же и закрывается».
При этом, оплата в частных детских садах в разы выше, чем в бюджетных и снижать ее частники просто не в состоянии. В этой связи у родителей возникает вопрос: что будет с оплатой дальше, когда государственные сады будут переданы в частные руки. На что инициаторы проекта пообещали, что оплата останется прежней, затраты, которые понесут предприниматели сверх прибыли, возьмет на себя государство.
«Конечно, частному партнеру необходимо видеть финансовую привлекательность в проектах», –комментирует аналитик Казахстанского центра государственно-частного партнерства Оксана Самокейш. « Поэтому часть групп могут быть коммерческими. Родители же сами смогут выбирать, какую группу будут посещать их дети. Но мы не должны забывать, что воспитательный и обучающий процесс, как в бюджетных, так и в коммерческих группах будет соответствовать стандартам дошкольного воспитания, так что качество концессионер будет гарантировать. Кстати, качество оказания услуг в рамках проектов ГЧП в социальной сфере – это один из главных аргументов. Всеми давно признано, что частники оказывают любую услугу на порядок лучше государственных организаций, достаточно посмотреть на клиники, школы и те же самые детские сады».
В палате предпринимателей тоже признают, что бизнес на соцобъектах не самый выгодный. По их данным большая часть предпринимателей в Казахстане по-прежнему занята торговлей и сферой услуг. Поэтому условия в рамках ГЧП должны быть самыми мягкими.
«Говоря о механизмах передачи детских садов в доверительное управление в рамках Закона о концессиях, нужно отметить, что один из главных принципов ГЧП является конкурсность. Поэтому передача будет осуществляться путем проведения конкурса, который будет проводиться акиматом города», – заверила аналитик Казахстанского центра государственно-частного партнерства Оксана Самокейш.
«Первоначально определяется пул объектов, которые акимат намерен передать в доверительное управление. После этого будет разработано концессионное предложение, определяющее основные параметры проекта, объем средств необходимых для реконструкции объектов, пул мер государственной поддержки при реализации проекта. Также в проектах ГЧП обязательным условием является осуществление реконструкции объекта той компанией, которая возьмет объект в управление. Срок договора может достигать 30 лет, в течение которого концессионер обеспечивает эксплуатацию и полное содержание объекта. А с мнением, что «предприниматели неохотно идут в социальный бизнес» я бы поспорила. Тем более, что в рамках ГЧП акимат предоставляет такую меру поддержки, как гарантия потребления. Это значит, что управление образования обеспечит поток детей, стоящих в очереди на место в детсаду в первую очередь в те дошкольные учреждения, управление которыми осуществляется в рамках проекта ГЧП. Второй привлекательный момент – в дошкольном воспитании существует «подушевое» финансирование, для чего в бюджет города ежегодно закладываются нормированные выплаты детским садам на каждого ребенка. Родителям остается оплачивать питание детей, дополнительные образовательные программы», – отмечает Оксана Самокейш.
Директор строительной компании Абдумажит Касымов уже имеет опыт партнерства с государством и у него по этому поводу есть вопросы.
«Я участвовал в строительстве государственного детского сада. При этом я подарил для этого 2 гектара своей земли. Однако, несмотря на это участвовал в тендере на общих правах», – отметил застройщик. «Оказалось, что в законе не предусмотрено, что те, кто отдал свою землю , будут иметь какие-то привилегии и считаю, что это неправильно. У многих предпринимателей есть земли, которые они могли бы использовать как инвестиции, почему бы государству не учитывать это в ГЧП? Думаю, если бы государство шло на какие-то уступки. Многие предприниматели бы стали участниками ГЧП».
Вопросов по этой инициативе государства немало. Только в Алматы к концу года будут переданы по одному детскому саду в каждом районе в доверительное управление частным компаниям.