Деловой портал Kapital.kz запросил данные о ценах на
перелеты до девальвации и после у глобальной системы бронирования Abacus, в
которой публикуются расписание, тарифы и производится расчет полной стоимости
авиабилетов более 700 авиакомпаний. По полученным сведениям иностранные
авиакомпании формируют свои тарифы в иностранной валюте, соответственно цены на
их билеты выросли пропорционально росту курса тенге к доллару либо евро.
Анализ изменения цен на авиабилеты до и после девальвации строится на основе сравнения цен тарифов, дополнительных сборов и такс по двум вариантам перелетов не самым дорогим эконом-классом и по некоторым международным маршрутам авиакомпаний AirAstanaи SCAT с вылетом из города Алматы.
В качестве варианта до «черного вторника» взяты условия, если бы пассажиры покупали билеты в среднем в период с 6 по 10 февраля 2014 года и через месяц после девальвации в период с 6 по 15 марта. В зависимости от направления, промежуток дат менялся незначительно, с учетом наличия рейсов и расписания. В стоимость билета были включены тариф авиакомпании и таксы, в которые входят сборы аэропортов и топливные сборы.
По какому направлению летим?
В целом итоговая стоимость авиабилетов компании Air Astana из Казахстана по отдельным направлениям поднялась [от ред. – в круглых скобках даны изменения в тарифах, в квадратных – изменения такс и других сборов, взимаемых не авиакомпанией, а иными структурами]. Эти данные являются общедоступными, каждый может их проверить в любом из авиаагентств вашего города, поэтому решено было взять некоторые из наиболее популярных направлений полетов. Цены сравнивались на момент до 10 февраля и на 5 марта 2014 года.
К примеру, стоимость на перелет в страны Западной Европы (Алматы-Лондон) поднялись в целом на 15,5% (на 14% поднялись тарифы) [на 17,7% поднялись сборы], а в Восточную Европу (Алматы-Киев) на 14,1% (на 13,8% поднялись тарифы) [на 15,1% поднялись сборы]. Цены авиабилетов из Алматы в страны Средней Азии (на примере Бишкека и Ташкента) увеличились в среднем на 14,1-16,6% (на 20% поднялись тарифы) [12,7-14% поднялись сборы], а в Закавказье (Баку, Тбилиси) на 18.6% (на 20% поднялись тарифы) [на 15-16% поднялись сборы].
Стоимость перелетов в регион Юго-Восточной Азии (Бангкок, Дели) тоже увеличилась в районе 19,3-19,8% (на 21% поднялись тарифы) [на 15-16% поднялись сборы], а в страны Ближнего Востока около 20,6% (на 21% поднялись тарифы) [на 10% поднялись сборы]. Примечательно, что самый низкий прирост цен у Air Astana наблюдается на рейсе Алматы-Москва, так как на этом направлении есть жесткая конкуренция с другими перевозчиками. Прирост цен на авиабилеты по данному маршруту составил всего 4,4% (тарифы уменьшились на 0,0002%) [сборы увеличились на 15%], хотя стоимость авиабилетов в другой город России – в Новосибирск поднялась на 16,5% (тарифы поднялись ан 19,9%) [сборы поднялись на 11,1%].
Таким образом, на итоговые цены влияет не только вынужденное увеличение тарифов авиакомпанией, но и увеличение стоимости услуг аэропортов и других поставщиков, а также значительную роль играет топливная составляющая с авиабилета.
Увеличение стоимости авиабилетов в SCAT
Кроме того, была проанализирована динамика цен у авиакомпании SCAT после девальвации. Хотя SCAT тоже пришлось поднимать цены на авиабилеты по международным направлениям из-за девальвации, но этот рост был незначительным. Для чистоты эксперимента также сравнили изменения цен по некоторым направлениям на основе данных из системы бронирования. Цена авиабилетов у компании SCATв Закавказье (из Алматы в Баку и Тбилиси) увеличилась на 2,4% (тарифы поднялись на 0,004%) [сборы поднялись на 12,9%], а в Россию (Шымкент-Москва) в среднем на 1,03% (тарифы уменьшились на 0,01%) [сборы поднялись на 12,2%], в то же время в направлении Алматы-Краснодар изменение общих цен составило 0,7% (тарифы уменьшились на 0,002%) [сборы увеличились на 8,3%].
Авиакомпании также пришлось поднять цены на перелеты в направлении Турции приблизительно на 0,4% (тарифы уменьшились на 0,001%) [сборы увеличились на 5,6%], в то время как стоимость перелетов в регион Юго-Восточной Азии (из Алматы в Бангкок) тоже увеличилась в районе 0,5% (тарифы уменьшились на 0,001%) [сборы увеличились на 5,6%].
Мнение эксперта
«У всех наших местных авиакомпаний цены поменялись. Но в том, что растут цены на билеты, не всегда виноваты авиакомпании. Им просто приходятся приспосабливаться к изменившимся в одночасье условиям на рынке. Авиакомпании ведь также покупают услуги у аэропортов и других служб, закупают авиакеросин у поставщиков, покупают бортовое питание и оборудование у третьих компаний за иностранную валюту», – рассказывает Павел Спицын, генеральный директор компании AbacusCentralAsia.
Когда объявили о девальвации, у многих авиакомпаний были большие продажи. К примеру, некоторые пассажиры выкупали билеты за год вперед как в эконом, так и в бизнес-классе. Корпоративные клиенты выкупали билеты в тот же день, когда узнали о девальвации. Это объясняется тем, что согласно принятым IATA правилам для BSP Казахстана в системах бронирования курс меняется ночью в соответствии с установленным Национальным банком Казахстана курсом. Таковы правила IATA, цена за билеты 11 февраля в день девальвации осталась прежней.