Продукция в фирменных кондитерских магазинах может быть дороже, чем в крупных супермаркетах и гипермаркетах. Как выяснил деловой портал Kapital.kz, в фирменном магазине «Рахат» цены на многие виды конфет оказались выше, чем в торговом комплексе «Magnum Cash&Carry» и в гипермаркете ТРК «ADK».
Так, разница в цене на конфеты в фирменном магазине «Рахат» и «Magnum Cash&Carry» доходит до 15%. Например, если в «Рахате» конфеты «Каракум» стоят 864 тенге, то в «Magnum Cash&Carry» цена составила 733 тенге, то есть разрыв в стоимости достиг 15,2%. Конфеты «Мишутка» оказались дешевле в «Magnum Cash&Carry» на 14%, в ТРК «ADK» на 5,8%. Конфеты «Асем» и «Алатау» в «Magnum Cash&Carry» обойдутся на 9,5% дешевле, чем в фирменном магазине «Рахат». Деловой портал Kapital.kz рассмотрел более 20 наименований конфет, представленных в магазине «Рахат». И только конфеты «Грильяж в шоколаде» оказались дороже в гипермаркете ТРК «ADK» на 1,5%.
Между тем, и.о. директора по маркетингу «Рахат» Надежда Белименко заверила, что уровень цен в магазинах «Рахат» напротив, сдерживает уровень наценки в розничных сетях города, поскольку наценка на продукцию компании может доходить и до 20%. К тому же Белименко подчеркнула, что в таких магазинах как Alma Stor и сеть гипермаркетов «Рамстор» уровень наценки на продукцию «Рахат» колеблется от 25% до 35%.
Директор по маркетингу и продажам кондитерской фабрики «Баян Сулу» Евгений Конрат считает, что разница цен на продукцию в фирменном магазине и в других торговых точках допустима.
«Сетевой ритейл самостоятельно устанавливает ценовую политику, но порой, производители осознано предлагают гипермаркетам низкие цены. Такая политика вполне оправданна, производители идут на этот шаг, чтобы присутствовать со своей продукцией в том или ином сетевом ритейле. К тому же супермаркеты могут устанавливать цены на некоторые виды продукции на 20-30% ниже, чем они приобрели у производителя. Бывают случаи, когда крупные торговые сети в рекламных целях могут позволить себе продавать плитку шоколада не за 150 тенге, как им рекомендует производитель, а за 90 тенге. Так, гипермаркеты намеренно могут нести убытки от продажи определенной продукции, чтобы заработать за счет другой. Это делается для привлечения большего числа покупателей, которые придя за шоколадкой, уйдут с целой корзиной продукции», - подчеркнул Евгений Конрат.
В тоже время в «Баян Сулу» уточнили, что не все супермаркеты прислушиваются к производителям относительно рекомендованной цены. «Фабрика заинтересована, чтобы наценка на ее продукцию была минимальной. Но порой, не все супермаркеты идут навстречу. Так, некоторые ритейлеры могут установить более высокую цену на продукцию, нежели мы им рекомендуем. В настоящее время на рынке наблюдается высокая конкуренция между производителями кондитерских изделий. Так, супермаркеты и гипермаркеты могут свободно выбирать покупать у той или иной фабрики конфеты, либо нет», - уточнили в «Баян Сулу».
Кондитеры РК закупают сырье за границей
В настоящее время практически все сырье, используемое при производстве кондитерских изделий, импортируется в Казахстан из других стран.
«У кондитерских фабрик высока зависимость от импортируемого сырья и особую роль при формировании цены играет его стоимость. «То сырье, которое использует наша фабрика при производстве кондитерских изделий, практически не производится в Казахстане. Только отдельные ингредиенты наша фабрика приобретает на внутреннем рынке. Это патока, которая используется для производства карамели и мука. Другое сырье, например какао бобы, орехи, сухое молоко, ароматизаторы импортируются из других стран. Нашими партнерами в этом направлении являются Россия, страны Европы и Африка», - уточнил Евгений Конрат.
Как подчеркнули в «Баян Сулу», какао бобы, которые используются при производстве шоколада, поставляются из Африки. По информации фабрики, выбор относительно поставщика сырья может меняться в зависимости от соотношения таких показателей, как цена и качество.
Казахстан кормит шоколадом Россию
Преимущественно продукция «Рахат» реализуется на внутреннем рынке. По информации представителей кондитерской фабрики в январе-сентябре 2013 года лишь 13,7% кондитерских изделий компании было экспортировано за пределы страны. В то же время, за год фабрика нарастила объемы экспорта. «За 9 месяцев 2012 года «Рахат» вывез за границу 12,4% своей продукции. Планируется увеличить долю экспорта до 20%. Продукция компании становится более популярной на рынке России. С каждым годом фабрика расширяет свое присутствие в этой стране», - проинформировала Белименко.
Неудивительно, что страны ближнего зарубежья являются основными потребителями казахстанских кондитерских изделий. Ведь логистика в данном случае может стоить дешевле, чем экспорт в страны дальнего зарубежья. Например, «Рахат» направляет 52,6% своей продукции в Россию, 33,4% в Кыргызстан, 7,5% в Узбекистан.
Менее экспортоориентированными рынками для фабрики являются Таджикистан (2,3% экспорта), Афганистан (1,4% экспорта), Монголия (1,4% экспорта), Германия (0,7% экспорта) и Азербайджан (0,4% экспорта).
В «Баян Сулу» также проинформировали, что после Казахстана, более приоритетным рынком для сбыта продукции является Россия. «В настоящее время наша фабрика экспортирует свою продукцию в 9 стран. Это Россия, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан, Республика Беларусь, Монголия, Афганистан, Германия. В настоящее время около 35% от общего объема производства поставляется на экспорт. При этом, у фабрики налажены прямые поставки продукции более чем в 40 городов России.
Инвесторам интересны казахстанские кондитеры
Не исключено, что с приходом новых акционеров ценовая политика кондитерских фабрик РК может поменяться. Так, 2 июля 2013 года «Рахат» и ведущая кондитерская компания Южной Кореи LOTTE Confectionery официально объявили о том, что корейский инвестор заключил договор о приобретении примерно 76% находящихся в обращении акций «Рахат». В начале июля 2013 года на Казахстанской фондовой бирже стоимость акционерного капитала «Рахат» в сделке оценивалась в 157 млн. долларов.
При этом, как было указано на корпоративном сайте «Рахат» завершение сделки ожидается во второй половине 2013 года. «После получения соответствующих согласований и завершения сделки компания LOTTE Confectionery планирует сделать предложение миноритарным акционерам «Рахат» о выкупе оставшегося пакета акций в размере 24%, в сроки и на условиях, предусмотренным казахстанским законодательством», - отмечалось в сообщении.
Но пока, согласно данным Казахстанской фондовой биржи список акционеров «Рахат» по сравнению с 2012 годом не поменялся. Так, на начало октября 2013 года основным акционером компании является BD ASSOCIATES (UK) LIMITED - 29% акций. Более четверти акций фабрики сосредоточено в руках Попелюшко Анатолия, который является главой компании (25,79%). Также среди акционеров числится ТОО «SWEET CITY» (Алматы, Казахстан) - 12,18% акций. 11,54% акций принадлежит главному технологу «Рахат» Хильчук Наталье.
В настоящее время рыночная стоимость акций казахстанской кондитерской фабрики составляет 19 млрд. 437 млн. тенге (126 млн. долларов). За год компания нарастила свою прибыль на 34,4%. Так, в 2011 году прибыль фабрики превысила 1 млрд. 470 млн. тенге, в 2012 году – 1 млрд. 977 млн. тенге. За январь-июнь 2013 год прибыль «Рахат» достигла 460 млн. 937 тыс. тенге.
Если же проследить, как менялась стоимость акций компании, то ситуация выглядит следующим образом: в течении года средневзвешенная цена на простые акции «Рахат» не опускалась ниже 1 тыс. 999 тенге. А за год максимальная стоимость акции достигла в конце октября показателя в 5 тыс. 900 тенге.
При этом, скорее всего, именно новость о возможной покупке фабрики могла положительно повлиять на цену акций «Рахат». Так, несмотря на то, что во многих СМИ РК известие о возможном приобретении фабрики было растиражировано в июне, заметно расти акции компании стали еще в апреле. За более чем 6 месяцев бумаги этого эмитента подорожали в 2,7 раза.
«Ситуация, когда какой-то иностранный инвестор покупает какую-либо компанию является вполне нормальной. Новость о возможном приобретении «Рахат» была так эмоционально воспринята СМИ, потому что такие сделки очень редко встречаются в Казахстане. Но это не единичный случай в мировой практике. Слияния могут происходить по различным причинам. Некоторые инвесторы могут купить актив, чтобы развивать предприятие. Другие инвесторы вкладываются для того, чтобы производить на этом предприятии продукцию своего бренда и по своей рецептуре. Сложно делать оценку, какие цели ставили перед собой корейские инвесторы, планирующие приобрести Рахат», - подчеркнул Евгений Конрат.
Скорее всего, новый инвестор будет вкладываться именно в развитие производства «Рахат», нежели распределять прибыль среди акционеров. «Мы планируем помочь бренду «Рахат» выйти на следующий уровень развития, сохраняя при этом высокое качество продукции с помощью научных разработок и технологий. А также системы контроля качества применяемых в LOTTE Confectionery», - отметил глава LOTTE Confectionery Йонг Су Ким.
Отметим, что после проведения общего собрания акционеров «Рахат» было принято решение не выплачивать дивиденды по простым акциям по итогам 2012 года. Так, было решено направить чистый доход компании на развитие производства.