Второй год полным ходом идет строительство на месторождении Бозшаколь. Проект стоимостью 1,9 миллиарда долларов реализуется в рамках масштабной инвестиционной программы Группы Казахмыс и входит в карту индустриализации Казахстана. Капитальные расходы по проекту на конец 2012 года - свыше полумиллиарда долларов. В 2013 году Казахмыс планирует инвестровать порядка 500-600 миллионов долларов. Этот масштабный проект готовят к запуску в 2015 году. Уже возведены стальные конструкции основных зданий.
Еще 1,5 года назад здесь можно было увидеть только степной ковыль. Проект грандиозный для всего постсоветского пространства, отмечают эксперты. Сложность проекта заключается и в сложных погодных условиях. Люди и техника продолжают работу суровой зимой при морозах в 50 градусов, а летом в зной.
Все три точки на карте стали ключевыми пунктами при доставке первой партии оборудования на месторождение. Сложнейшие вопросы стояли перед специалистами Казахмыс по логистике. К примеру, когда планировался путь через Россию, то стоял выбор между транспортировкой по шоссе или реке. Выбрав шоссе, необходимо было получить более 50 разрешительных документов для грузовиков - на пересечение каждого моста, встречавшегося по дороге. Это заняло огромное количество времени для координационной работы внутри компании с подрядными организациями, а также с местными и региональными органами власти.
В начале июля в порту Антверпен на судно «Русич» было погружено 36 контейнеров с частями мельниц с безредукторным приводом. В контейнеры разместили кожух мельницы, загрузочные устройства, системы выгрузки материала шаровых мельниц и мельниц полусамоизмельчения, а также оборудование производства ABB, в частности трансформаторы и электрические дома.
После двухнедельного плавания первая партия такого тяжелого и ценного груза для Группы Казахмыс прибыла в Самарский порт. Уже через несколько дней конвой из 36-ти грузовиков общим весом 23 тонны выдвинулся в дальний путь до конечной станции прибытия - Бозшакольского месторождения. Путь от Самары до Бозшаколя составил около 2 тыс.600 км.
Первая партия нового современного оборудования была доставлена на месторождение в конце июля нынешнего года. За этот сравнительно короткий период оборудование преодолело порядка 7 тыс. километров, прошло через три процедуры погрузки и отгрузки, транзитные и таможенные проверки.
По словам Патрика Глинн, менеджера проекта Бозшаколь, объем логистических работ огромный. Их необходимо тщательно планировать. Логистика начинается задолго до момента приема оборудования в порту. «Мы исследуем трассу, обеспечиваем, чтобы все мосты, которые нам придется пересекать на пути, а это свыше 50 мостов, выдержали планируемую нагрузку, получаем разрешения. Это очень непростой процесс. После того как оборудование будет доставлено, специалисты должны будут решить еще одну логистическую задачу - выполнить разгрузку и сборку материала.»
Для реализации всего проекта потребуется порядка 100 тыс. кубометров бетона, 15 тыс. тонн стали и около300 километров электрического кабеля. Чтобы завершить этот проект потребуется более 7 млн. человеко-часов строительных работ.
Закупки оборудования начались сразу после утверждения проекта для разработки - около двух лет назад. С тех пор оно по частям доставлялось в Антверпен из Испании, Америки и Южной Африки. Заблаговременное размещение заявок на изготовление позволило обеспечить своевременную доставку всех частей в Антверпен для последующей отправки на Бозшаколь. Это не последний этап. В ближайшее время начнется сборка мельниц, процесс не менее сложный и ответственный. В последующем ожидаются крупные поставки оборудования из Западной и Восточной Европы, Китая, США и Австралии общим весом около 3 тыс. тонн.