Соглашение о товарных знаках в рамках Единого экономического пространства может быть подписано уже в 2013 году, сообщил агентству «Интерфакс-Запад» министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тимур Сулейменов.
«Соглашение по товарным знакам одобрено на уровне вице-премьеров трех стран и, скорее всего, будет рассматриваться на следующем заседании Высшего Евразийского экономического совета (высший орган Таможенного союза и ЕЭП - ИФ). Надеемся, что оно будет подписано до конца этого года», - сказал Сулейменов.
Он отметил, что соглашение предусматривает, в случае необходимости, регистрацию единого товарного знака в рамках ЕЭП при сохранении национальной регистрации. «Вводится принцип «одного окна». Это будет выглядеть следующим образом: заявитель обращается в национальный регистрирующий орган, который самостоятельно осуществляет взаимодействие с другими национальными регистрирующими органами в рамках ЕЭП. Национальный орган, после проведения комплекса проверочных процедур на наличие аналогичного знака в странах ЕЭП, уведомляет соответствующие органы в других странах о регистрации нового товарного знака, который уже не может быть использован где-либо в ЕЭП.
Министр констатировал, что в настоящее время «разные производители из разных стран могут зарегистрировать одинаковые товарные знаки, что чревато конфликтами в сфере правообладания».
Сулейменов также считает, что возможно и решение проблемы товарных знаков времен бывшего СССР. «В принципе решение вопроса нам видится в создании коллективного товарного знака, который может распространяться на товары, выпускаемые в рамках группы или ассоциации производителей», - сказал он.
Кроме того, по его словам, «альтернативой может стать придание бренду статуса товарного знака общего пользования, например, как напиток «Дюшес» или «Тархун». Он сообщил, что в настоящее время ЕЭК проводит анализ споров в сфере правообладания товарными знаками времен СССР и оценку соответствующих торговых оборотов.
Кроме того, Сулейменов сообщил, что Евразийская экономическая комиссия предлагает унифицировать перечень офшорных зон, признаваемых входящими в Единое экономическое пространство (ЕЭП) странами, для минимизации ухода от налогообложения в рамках Таможенного союза (ТС). «Если одна страна - член ЕЭП рассматривает какую-либо юрисдикцию в качестве офшора, а другая нет, то в единой таможенной территории и ЕЭП возникают определенные вопросы. Поэтому, на наш взгляд, необходимо унифицировать эти перечни. Соответствующую инициативу будет проявлять департамент финансовой политики ЕЭК», - заявил он.
«Пока четкого графика унификации этого вопроса у нас нет, так как вопросы трансфертного ценообразования находятся в национальной компетенции и в полномочиях ЕЭК прямо не прописаны. Но мы рассматриваем это с точки зрения общей налоговой политики борьбы с офшорами», - аргументировал свою позицию министр. По его словам, «возможно, в конце года мы внесем свои предложения национальным правительствам по вопросам трансфертного ценообразования и офшорных зон».
Он отметил, что в странах - членах ЕЭП существенно различаются перечни стран, которые признаны офшорными зонами. Казахстан такими зонами признает 61 страну, Беларусь - 51, Россия - 41 страну. По его мнению, за образец перечня юрисдикций, сотрудничество с которыми предполагает уплату офшорного сбора, следует взять соответствующий перечень, который действует в Казахстане. «Надо максимально ограничить возможности ухода от налогообложения по внешнему контуру», - заявил Сулейменов. При этом министр считает, что унификация ставки налогов при работе с офшорами (в России и Казахстане 20 процентов, в Беларуси - 15 процентов - ИФ) нецелесообразна с учетом различий в национальных экономиках и налоговых системах.
Сулейменов также проинформировал, что в ЕЭК не планируется рассматривать возможность формирования механизма распределения экспортных пошлин по внешнему контуру ТС по аналогии с механизмом распределения ввозных пошлин, который действует с сентября 2010 года. «В связи с отсутствием механизма распределения внутри Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана экспортных пошлин большой проблемы нет. Большая проблема была по энергетическим продуктам, по 27-й группе (ТН ВЭД - ИФ), но она решена на двусторонней основе», - напомнил министр.
По его мнению, «сложившийся механизм в части экспортных пошлин не должен меняться - эти вопросы долго обсуждались, в том числе на политическом уровне, и поэтому сразу их менять нельзя». «Как минимум, в краткосрочной перспективе изменение порядка уплаты экспортных пошлин странами - участницами Таможенного союза не предполагается и не инициируется», - сказал Сулейменов.
Между тем, до конца этого года в рамках ЕЭП планируется завершить доработку механизма налогового администрирования косвенных налогов (НДС, акцизы). «Нами подготовлены четыре проекта протоколов по этим налогам. В этих документах мы «расшиваем» вопросы, связанные с давальческим сырьем, с арендой, подходами к деятельности агентов. Таким образом, работа в части гармонизации налогового администрирования будет сконцентрирована именно на этих вопросах», - сказал министр.
Сулейменов также отметил, что национальные правительства стран, входящих в Единое экономическое пространство, на основе которого должен быть создан Евразийский экономический союз, в 2015 году рассмотрят возможность создания мегарегулятора единого финансового рынка. «Уже есть договоренность, что в 2015 году стороны должны рассмотреть возможность и целесообразность создания мегарегулятора интегрированного финансового рынка. Практическое создание такого наднационального органа зависит от готовности стран-участниц принять соответствующие условия. Посмотрим, как они отреагируют на это», - сказал он.
По его словам, данная инициатива позволит ускорить интеграционные процессы. «В соответствии с ранее принятым трехсторонним соглашением по торговле, инвестициям и услугам предусмотрено, что к 2020 году мы должны обеспечить взаимное признание лицензий, в том числе банковских и страховых. Этот срок - deadline. Но мы рассчитываем по отдельным направлениям двигаться быстрее», - отметил министр.
Сулейменов подчеркнул, что создание мегарегулятора в рамках ЕЭП станет необходимым следствием формирования единого финансового рынка, поскольку «страны-участницы сообщества продекларировали намерение обеспечить свободу передвижения услуг и капитала в рамках создаваемого Евразийского экономического союза».