Решение о сокращении поставок российского бензина, о котором говорилось ранее, окончательно принято. Правительство Казахстана приняло постановление по ограничению импорта бензина из России, сообщает Primeminister.kz.
При этом, Сауат Мынбаев отметил, что многое зависит от ситуации на рынке. Однако, уже сейчас есть возможность регулировать импорт. Ранее сообщалось, что ограничения поставок из РФ могут коснуться, в первую очередь, низкооктановых марок бензина (АИ-80) и летнего дизельного топлива.
Сейчас доля импорта российского ГСМ на отечественном топливном рынке составляет 40%. В 2012 году Казахстан импортировал из России 1,3 млн. тонн нефтепродуктов.
Между тем, по мнению экономических обозревателей интернет-ресурса Oilnews.kz, подобные меры загонят в тупик всю розничную продажу нефтепродуктов в стране. Выживут только АЗС аффилированные с такими крупными поставщиками нефтепродуктов как НК «КазМунайГаз», ТОО «SINOOIL».
Пытаясь освободить хранилища НПЗ от нефтепродуктов, в правительстве упускают другую сторону вопроса, а именно одновременное создание ряда проблем, ведущих к дестабилизации топливного рынка республики. Среди этих проблем следует отметить:
- спекулятивный рост цен на топливо, в том числе и завезенное ранее. Так, если сегодня мелкооптовые партии с нефтебаз закупаются по цене 750-800 долларов за тонну, то после введения ограничений возможен рост до 900 долларов с поэтапным достижением цен розницы. Крупные не попадающие в квоту потребители (АО «Алюминий Казахстана», АО «ССГПО»), чтобы не останавливать производство, начнут скупать топливо по повышенным ценам, тем самым создавая его дефицит;
- временное закрытие поставок вынудит российских поставщиков переориентироваться на другие рынки сбыта и не факт, что после открытия границ они захотят вернуться;
- усугубление ситуации с дизельным топливом, дефицит которого с началом посевных работ уже ощущается;
- рост цен на топливо приведет к падению его качества.