Запрет невозвратных билетов может увеличить стоимость перелетов
Вице-министр Талгат Ластаев считает, что этот вопрос требует тщательного обсуждения
Вице-министр транспорта Талгат Ластаев считает, что в мировой авиации стирается грань между классическими и бюджетными перевозчиками, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Он пояснил, что на сегодня нет ни полностью классических авиакомпаний, ни полностью лоукостеров, используется комбинированный подход. По его словам, такие услуги, как возможность выбрать место в салоне за дополнительную плату, раньше были характерны только для лоукостеров, но теперь их применяют и традиционные перевозчики, например Turkish Airlines. По словам вице-министра, в Казахстане между авиаперевозчиками созданы условия для конкуренции, потому на одинаковых маршрутах они вынуждены ставить сопоставимые тарифы, а это хорошо для потребителя.
«Соответственно, потребитель получает ниже тариф. Принципы одинаковые. Заранее берешь – дешевле, позже берешь – дороже. Поэтому чистых лоукостеров и чистых классических компаний в мире сейчас практически не осталось. Совершенно изменился авиабизнес», - подчеркнул Талгат Ластаев.
Министр транспорта Нурлан Сауранбаев отметил, что в обсуждениях стоимости билетов у лоукостеров невозможно прийти к единому мнению: кому-то цены кажутся высокими, кому-то - приемлемыми. В качестве примера он привел FlyArystan.
«У него по направлению Алматы-Астана, например, 15 тыс. тенге (стоит билет - Ред.), это 30 долларов. За тысячу километров, мне кажется, это нормальная (стоимость - Ред.)», - пояснил министр.
Он подчеркнул, что лоукостер, заманивая пассажиров на стоимость билета, потом «начинает очень жестко прижимать» - не предоставляет возможности изменить дату или вернуть билет, не включает багаж и взимает плату за дополнительные услуги.
«Потому что модель экономическая так (у лоукостеров - Ред.) построена... Эта система, конечно, людьми не воспринимается... За последнее время мы порядка пяти нормативных правовых актов ввели по защите пассажиров, но защита пассажира сразу сужает гибкость и выгоды для авиакомпании. Поэтому вот эту золотую середину, конечно, держать нам придется и быть под критикой граждан своих и со стороны инвесторов за то, что мы не слишком идем навстречу», - уточнил Нурлан Сауранбаев.
На вопрос о законопроекте, который рассматривается в мажилисе и предусматривает запрет невозвратных билетов, Талгат Ластаев ответил, что «есть разные мнения по этому поводу».
«Первое, это международная практика. Действительно, если закладывать билеты все возвратными на 100%, то это может вызвать в целом повышение (их стоимости - Ред.), потому что авиакомпании свои модели используют... Поэтому здесь необходима очень большая дискуссия... Если билет будет полностью возвратным, то эти затраты будут равномерно распределяться на других пассажиров, которые пришли на рейс... У авиакомпаний другого источника дохода нет, кроме как оплата за свои услуги, то есть соответственно эти будут накладывать на других пассажиров, и это, возможно, вызовет повышение тарифов», - сказал он.
Ранее сообщалось, что рост цен на авиаперелеты в Казахстане достиг своего максимума за последний год. В октябре 2025 года индекс потребительских цен на услуги пассажирского транспорта (полет в экономклассе) составил 123,5%.
Читайте также
В Атырауской и Мангистауской областях удорожание превысило 44%
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
