По информации интернет-ресурса Oilnews.kz для сохранения стабильности внутреннего рынка ГСМ и поддержания отечественных НПЗ в правительстве готовится поручение АО «НК «Казахстан Темир Жолы» ограничить поставки нефтепродуктов из России.
В частности, речь идет о сокращении поставок бензина Аи-80 до 31 декабря, дизельного топлива до 1 октября; бензина АИ-92, Аи-95 до 1 июля текущего года. Предполагается, что эта мера позволит решить вопрос разгрузки хранилищ НПЗ. Как отмечают обозреватели Oilnews.kz, подобные меры загонят в тупик всю розничную продажу нефтепродуктов в стране. Выживут только АЗС аффилированные с такими крупными поставщиками нефтепродуктов как НК «КазМунайГаз», ТОО «SINOOIL».
Пытаясь освободить хранилища НПЗ от нефтепродуктов, в правительстве упускают другую сторону вопроса, а именно одновременное создание ряда проблем, ведущих к дестабилизации топливного рынка республики. Среди этих проблем следует отметить:
- спекулятивный рост цен на топливо, в том числе и завезенное ранее. Так, если сегодня мелкооптовые партии с нефтебаз закупаются по цене 750-800 долларов за тонну, то после введения ограничений возможен рост до 900 долларов с поэтапным достижением цен розницы. Крупные не попадающие в квоту потребители (АО «Алюминий Казахстана», АО «ССГПО»), чтобы не останавливать производство, начнут скупать топливо по повышенным ценам, тем самым создавая его дефицит;
- временное закрытие поставок вынудит российских поставщиков переориентироваться на другие рынки сбыта и не факт, что после открытия границ они захотят вернуться;
- усугубление ситуации с дизельным топливом, дефицит которого с началом посевных работ уже ощущается;
- рост цен на топливо приведет к падению его качества
Реализация проекта переработки казахстанской нефти в Китае с последующим возвратом продуктов переработки в Казахстан проблем (как это уже отмечалось экспертами) отечественного топливного рынка не решит, но сформирует его зависимость от Китая. Таким образом, намечаемое Министерством нефти и газа ограничение поставок российских нефтепродуктов осложнит и без того непростую ситуацию на топливном рынке страны.