Что отпугивает инвесторов в ГМК: барьеры и риски
В 2024 году объем вложений в отрасль сократился почти на треть
Если раньше зарубежные компании активно вкладывались в казахстанские рудники и металлургию, то сейчас они стали осторожнее. Инвестиций стало меньше - только в 2024 году объем вложений в отрасль сократился почти на треть. Прямые иностранные инвестиции должны были удвоить экономику к 2029 году, поэтому нынешний спад вызывает тревогу. Теряют ли международные партнеры интерес к ГМК и какие барьеры их отпугивают.
От рекордов к спаду
ГМК Казахстана долго удерживал позиции лидера по зарубежному капиталу. Но в 2024 году приток прямых иностранных инвестиций в ГМК упал на 29% — с 5,38 млрд до 3,84 млрд долларов. Для сравнения: в 2022 году поступило 6,4 млрд, в 2021-м — рекордные 7 млрд. Пик интереса пришелся на запуск крупных проектов по добыче и металлургии.
Все дело в климате?
Несмотря на спад, интерес к казахстанскому ГМК сохраняется — в стране продолжают работать инвесторы из Германии, Канады, Китая и других стран. Тем не менее эксперты отмечают: ухудшение условий, сложность регулирования и закрытость геоданных отпугивают новых игроков.
Это подтверждает и рейтинг Fraser Institute за 2024 год - согласно рейтингу Fraser Institute за 2024 год, Казахстан улучшил общую позицию до 52-го места из 82, однако по критерию «восприятие регуляторной среды» оценки остались слабыми.
«Значительная доля респондентов отметила высокую непредсказуемость администрирования действующего законодательства, а экологические требования и их применение расценила как сложные и непредсказуемые», - разъясняет исполнительный директор республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Максим Кононов.
Таким образом, несмотря на отдельные шаги вперед, общее восприятие делового климата в ГМК остается настороженным. Рассмотрим, какие конкретно факторы продолжают отпугивать инвесторов и где система дает сбой.
Нестабильность законодательства
В 2018 году Казахстан принял новый Кодекс о недрах, ориентированный на лучшие международные практики. Это привлекло крупных инвесторов, таких как Rio Tinto и Zijin Mining. Но с 2023 года начались частые изменения в кодексе, а также в налоговом и экологическом законодательстве, что подорвало доверие.
«Инвесторам нужны стабильные правила. Постоянные изменения отпугивают, особенно малые компании, у которых нет ресурса выдерживать риски», — отмечает независимый эксперт, член Клуба экспертов Сената Парламента РК по вопросам промышленности Тельман Шуриев.
Закрытая геоинформация
Одна из главных проблем в горнодобывающей отрасли Казахстана - недостаток прозрачности и открытого доступа к данным о недрах. Тельман Шуриев говорит, что Минпромышленности сейчас создает платформу для прозрачного доступа инвесторов к данным о доступных участках, аукционах и советских запасах. Раньше информация была закрытой, что давало преимущество избранным и усложняло работу внешним инвесторам.
Иностранных инвесторов также настораживает возможный возврат к устаревшей системе оценки запасов «Классификация государственных запасов» (КГЗ), вместо международных стандартов JORC и CRIRSCO.
«КГЗ не дает точных данных для расчетов. Это шаг назад, затрагивающий основу любого проекта», — говорит Тельман Шуриев.
Фискальная нагрузка и скрытые обязательства
Фискальная нагрузка в ГМК остается высокой — с учетом скрытых обязательств она может достигать 46–62%, по оценкам KPMG, хотя официально заявлены лишь 10–16%.
«В моменте бизнесу может поступить просьба помочь с паводками или иными проблемами. Это неформальное давление, и такие обязательства не регулируются законами. Вдобавок, изменения в налогах происходят без широкого обсуждения и внезапно. Это абсолютно непрозрачно и мешает стратегическому планированию», - заявляет эксперт.
Загадочный роялти
Хотя сам принцип роялти инвесторов не пугает, тревогу вызывают неясные детали и возможное отклонение от международных практик.
«Дьявол кроется в деталях — механизмы пока не раскрыты. Есть опасения, что нормы применят не по международным стандартам», - говорит Тельман Шуриев.
Дополнительное давление создают растущие цены на золото: уже с 2023 года налог на его добычу вырос на 50%, а скоро может появиться прогрессивная шкала до 11%. В итоге за пять лет налоговая нагрузка на производителей драгметаллов может удвоиться.
Госприоритет и риск национализации
Еще один фактор, отпугивающий инвесторов — растущая роль государства и нацкомпаний в распределении недр. Особенно бизнес настораживают инициативы, дающие национальным компаниям приоритетное право на участие в недропользовании.
«Тау-Кен Самрук может получить до 50% в проекте без вложений, просто как национальный оператор. Это подрывает принцип прозрачной конкуренции и посылает противоречивый сигнал: с одной стороны, Казахстан привлекает инвесторов и говорит об огромных ресурсах, а с другой — решает сам, кому и сколько выделить», — критикует эксперт.
Вместе с тем все чаще звучат заявления о национализации крупных компаний ГМК и изъятии долей у частных компаний, и уже не только в кулуарах.
«Популистские заявления отдельных депутатов и активистов, стремящихся набрать политические очки на националистических лозунгах, подрывают доверие к инвестполитике. В результате формируется тревожный сигнал для бизнеса», - уверен Тельман Шуриев.
Экология: амбициозно, но слишком дорого и быстро
Жесткие экологические требования и частые изменения в Экокодексе тоже стали серьезным барьером для инвесторов. Многие компании не успевают адаптироваться, что тормозит долгосрочные проекты. В Европе внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) длилось 15 лет, а в Казахстане — всего 3-4 года. При этом получение обязательного экологического разрешения (КЭР) сложно и дорого.
«Переход на новые технологии требует триллионов тенге и десятков лет. У многих предприятий устаревшее оборудование с износом 50-80%, а экономика сильно зависит от угля. Новые налоговые правила и рост экологических платежей за отсутствие КЭР только усложняют ситуацию», — отмечает эксперт.
С 2026 года экологические платежи за отсутствие КЭР будут удваиваться, к 2035-му — вырастут в восемь раз.
Отрасль считает, что предприятия застряли между социальными обязательствами перед регионами и высокой стоимостью экологических требований.
Уйдут инвесторы, рухнет экономика?
Не исключено, что, если государство продолжит усиливать административное давление, закручивать налоговые гайки и менять правила игры на ходу, ГМК может оказаться на грани выживания. Иностранные инвесторы уже начали разворачиваться - слишком высока неопределенность.
«Если сейчас не стабилизировать законодательство, не вернуть доверие к институтам, вся созданная экосистема просто развалится. Может случиться второй Жанаозен. Последствия коснутся не только ГМК. Вокруг крупных компаний выстроены целые цепочки подрядчиков, МСБ, социальная инфраструктура. До 2,5 млн казахстанцев напрямую или косвенно завязаны на ГМК. А ведь это одна из двух ключевых экспортных отраслей страны. Без нее не будет ни роста, ни рабочих мест, ни стабильного бюджета», - подытоживает Тельман Шуриев.
