Адиль Жубанов заявил о необходимости перезагрузки Самрук-Қазыны
Депутат считает, что без устранения системных дисбалансов «фонд будет оставаться тормозом, а не драйвером развития»
Фонд «Самрук-Қазына» был создан в 2008 году как инструмент антикризисной политики и драйвер экономического роста, по образцу суверенных фондов, таких как Temasek (Сингапур). Однако на практике его деятельность все чаще вызывает вопросы. Об этом говорится в депутатском запросе члена фракции партии Amanat Адиля Жубанова на имя премьер-министра Олжаса Бектенова, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Например, по данным Единой электронной базы государственных закупок за 2023 год, более 60% всех закупок в группе компаний «Самрук-Қазына» были осуществлены из одного источника… Такие действия не соответствуют принципам рыночной экономики и создают потенциальные коррупционные риски, тем самым способствуют возникновению монополии. Таким образом, попытка адаптации модели Temasek Holdings к казахстанским реалиям оказалась безуспешной», - считает депутат.
Он пояснил, что в отличие от Сингапура, где действуют жесткие механизмы институционального контроля и отмечается низкий уровень коррупции, Казахстан занимает в данном рейтинге 93-е место из 180 стран.
«Как результат, базовые условия, в которых функционирует «Самрук-Қазына», радикально отличаются от условий в странах-эталонах. Более того, высокая концентрация активов (до 50% ВВП) в рамках одного фонда и отсутствие своевременного внешнего аудита приводят к системной неэффективности и стагнации управления. Анализ рентабельности ключевых активов фонда, таких как АО «КазМунайГаз», АО «Қазақстан темiр жолы», АО «KEGOC», говорит о снижении финансовых показателей и увеличении долговой нагрузки при отсутствии прозрачных стратегий трансформации», - отметил он в запросе.
Адиль Жубанов считает, что без устранения системных дисбалансов в управлении и закупках «фонд будет продолжать оставаться тормозом, а не драйвером экономического развития».
«Мы считаем необходимым провести полную институциональную перезагрузку «Самрук-Қазыны» для превращения его в платформу развития конкурентной экономики, а не в центр квазигосударственного влияния. Так как устойчивый рост возможен только через сокращение доли государства в экономике и переход к модели, в которой фонд служит интересам частного сектора, а не дублирует его функции», - сказал он.
Адиль Жубанов предложил принять следующие меры:
1. Провести всесторонний внешний аудит эффективности деятельности фонда и его дочерних структур с привлечением независимых национальных и международных экспертов. Аудит должен охватить инвестиционную политику, корпоративное управление, закупки и использование государственных ресурсов. По итогам аудита представить полноценный отчет с конкретными рекомендациями по устранению системных недостатков.
2. Осуществить поэтапную передачу профильных активов фонда в конкурентную среду в таких секторах, как логистика, строительство, телекоммуникации, недропользование, обрабатывающая промышленность и другие. За государством следует сохранить контроль над стратегически важными активами, включая транспортную и энергетическую инфраструктуру, оборону, ядерную и водную безопасность, обеспечив при этом прозрачный доступ и справедливую конкуренцию для частного сектора.
3. В кратчайшие сроки разработать и утвердить механизм трансформации фонда, предусматривающий: вывод всех непрофильных активов и их передачу на рыночные условия; поэтапный отказ от закупок из одного источника и внедрение электронной, прозрачной тендерной системы с общественным контролем; обновление составов советов директоров с привлечением независимых профессионалов международного уровня.
4. Рассмотреть целесообразность сохранения фонда в его текущем формате. В случае невозможности или затягивания реформ инициировать поэтапную трансформацию фонда как централизованного холдинга с передачей активов под прямое управление профильных министерств для повышения эффективности и подотчетности, а также снижения избыточного давления на рыночную среду.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
