Подготовка к школе в этом году обошлась казахстанцам в среднем в сумму более 111 тыс. тенге на одного ребенка. Такие данные приводит energyprom.kz.
Поясним, из чего складывается эта сумма. Чтобы понять, какие расходы несут родители, подготавливая ребенка к 1 сентября, эксперты портала сделали съем цен на самые необходимые школьные принадлежности, одежду и обувь. В расчет брали два варианта закупок — на маркетплейсах и в сетевых магазинах. Цены в последних чаще всего не отличаются на сайтах компаний и в офлайн-точках. Обращаем внимание, что для анализа использовалась информация о товарах среднего класса, без учета их бренда и стиля. Специалисты не рассматривали эконом- и премиум-сегменты товарных позиций, так как самые дешевые не всегда обладают приемлемым качеством, а самые дорогие далеко не всем доступны.
Список обязательных покупок разделили по гендерному признаку: для мальчиков и для девочек. Оказалось, что для школьниц выгоднее заказывать товары на маркетплейсах. Общая сумма необходимых покупок на электронных площадках для девочек, по данным на 26 августа, составила 111,7 тыс. тенге. Самые дорогие товары — обувь, ортопедический рюкзак и теплая одежда. Разница итоговой суммы и расходов на покупки в сетевых магазинах относительно невелика: всего 2,7 тыс. тенге. Родителям, которые одевают девочек в «Детском мире», LC Waikiki, Kari и аналогичных сетевых магазинах, необходимо было потратить на подготовку дочерей к школе минимум 114,4 тыс. тенге.
Подготовка мальчиков не обходится дешевле. Расчетная сумма затрат в сетевых магазинах в конце августа, когда уже вовсю шли школьные распродажи, составляла 111,8 тыс. тенге. На маркетплейсах родители школьников потратили чуть больше: 114,5 тыс. тенге. Такая разница сложилась за счет того, что во время съема цен на интернет-площадках были дороже самые «капиталоемкие» товары для мальчиков — пиджаки, брюки, рубашки.
За год расходы казахстанских родителей на подготовку к школе выросли в пределах 7–10%. Нижняя граница — показатель инфляции на непродовольственные товары. По информации Бюро национальной статистики, за последний год рост цен в секторе замедлился. Если в июле 2023-го общее подорожание в этой категории превышало 15%, то в июне-июле текущего года оно составило 7,3–7,4%.
Одежда и обувь дорожают быстрее, чем непродовольственные товары в целом. А детская одежда и обувь растут в цене еще быстрее, чем аналогичные товары для взрослых. Так, в прошедшем июле одежда для детей подорожала минимум на 10,6% в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года. Цены на обувь за год выросли на 16,1%. Единственной товарной группой, где не должно было быть сюрпризов, стали канцелярские товары. Судя по данным БНС, в июле текущего года тетради, ручки, карандаши и прочие школьные принадлежности не подорожали, а, наоборот, подешевели на 5%. Родители, которые не первый год закупают школьные принадлежности, наверняка отметили, что в текущем году в магазинах действительно нет такого «дикого» подорожания этих товаров, как на прошлогодних школьных ярмарках. В июле 2023-го цены в секторе взлетели сразу на 64,4%.
С учетом того, что в среднем казахстанские семьи воспитывают двух детей, сумму школьных сборов в 111 тыс. тенге можно увеличить до 222 тыс. тенге. Если принять во внимание размер средней медианной зарплаты наемного работника во втором квартале текущего года (278,3 тыс. тенге), доля расходов на школьную форму, рюкзаки, канцелярские товары и другие школьные принадлежности для двоих детей займет в ней 80%. Это значительно больше, чем могут себе позволить среднестатистические казахстанские семьи, так как более половины их потребительских трат уходит на продовольственные товары.
Согласно результатам выборочных обследований БНС, за первый квартал текущего года среднее домохозяйство потратило на продукты, непродовольственные товары и услуги 856,6 тыс. тенге. Из них 477,4 тыс. тенге (или 55,7%) ушло на продовольствие, 201 тыс. тенге (или 23,5%) — на одежду, обувь и разные товары для дома. Отчеты статистиков дают понимание, что за последний год такая небольшая доля расходов семейного бюджета на непродовольственные товары менялась совсем незначительно. Главная статья расходов казахстанцев в течение года — еда.
Исследование качества жизни казахстанцев, которое проводят специалисты БНС, позволяет сделать вывод, что не все родители могут купить своему ребенку необходимую новую одежду и обувь к сезону, отдать его в платные кружки и секции. По результатам социологического исследования, в текущем году 7% опрошенных заявили, что хотели бы покупать своим детям не подержанную одежду, но в данный момент у них нет такой возможности. 8% участвовавших в опросе сказали то же самое о потребностях детей иметь две пары удобной и подходящей сезонной обуви. Чуть больше (9,6%) респондентов отметили, что у них нет возможности обустроить ребенку подходящее место для занятий и уроков, а 11% опрошенных не могли свободно покупать обучающие игры и книги.
Что говорить о книгах, когда более 10% семей не могут обеспечить детей полноценным питанием из мяса, рыбы или птицы, а 12,4% домохозяйств не покупают на регулярной основе свежие овощи и фрукты.