С 1 июля в Казахстане стартовала обязательная маркировка и прослеживаемость лекарственных средств. Нововведение задумывалось, чтобы избавить рынок от контрафактной продукции и обеспечить контроль качества лекарственных препаратов. Но потребителей волнует и ценовой вопрос - повлияют ли новые требования на стоимость лекарств и не подорожают ли они в разы?
Как ранее сообщали в Минздраве, маркировка и прослеживаемость лекарственных средств окажет содействие в рациональном использовании и планировании закупа лекарственных средств, а также в выстраивании полноценного и достоверного лекарственного обеспечения, ориентированного на пациента.
«Результат этого проекта будет заключаться в пресечении незаконного оборота лекарственных средств, в том числе в рамках ГОБМП и ОСМС, что, несомненно, положительно отразится на безопасности наших граждан», - отмечали в Минздраве.
То есть, государство сможет лучше контролировать рынок, потребители будут уверены в качестве приобретаемой лекарственной продукции, а производители получат данные для аналитики и оптимизации процессов, впрочем, как и выгоду от устранения с рынка контрафакта и подделок.
«Какие реальные плюсы несёт введение обязательной маркировки в Казахстане, мы сможем оценить чуть позже, - говорит лидер направления мониторинга движения лекарственных препаратов компании STADA Евразия Дарья Аболмасова, - Но если говорить о том, что обещали регуляторы нам, как производителям, , то выгоды для бизнеса изначально были сформулированы, как полная прослеживаемость, прозрачность движения продукции по всему рынку в реальном времени. То есть, мы, как бизнес должны получить полную картину всех движений наших препаратов. Идея хорошая, а успех и эффект от внедрения маркировки будет очень сильно зависеть от её реализации».
В STADA отмечают, что если взять в качестве примера логистический хаб компании в Литве, который соединяет товарные потоки между Европой и Центральной Азией, то только в нем за последний год для рынков Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана было промаркировано около 6 миллионов вторичных упаковок. А ведь значительная часть продукции маркируется непосредственно на производственных площадках.
Чтобы наносить маркировку, производители закупают дорогостоящее оборудование и, по словам Дарьи Аболмасовой, хотели бы понимать, что они получают за эти инвестиции. И это в первую очередь очищение рынка от контрафакта, а во вторую –получение аналитических данных о движении своей продукции, что позволило бы лучше планировать поставки и таким образом оптимизировать влияние этого нововведения на себестоимость.
«Данные о передвижении продукции, безусловно, полезный инструмент для фармацевтической компании. Это позволит проводить тщательную аналитику и, главное, понимать нужды пациентов. На текущий момент, данные мы не получили и ведем переговоры с крупнейшей телекоммуникационной компанией («Казахтелеком»), которая является оператором обязательной маркировки» - пояснила Дарья Аболмасова.
Существует два основных типа нанесения кодов на вторичную упаковку лекарственных средств - прямое нанесение и стикер. Чтобы нанести код нужно получить его из государственной системы. Коды защищены криптографическим шифрованием. За услугу шифрования кодов «Казахтелеком» берет оплату - около 2,5 тенге, которые производитель имеет право добавить к себестоимости каждой вторичной упаковки.
Эта сумма невелика и ее можно отнести к регулярным затратам. К единоразовым затратам можно отнести инвестиции в информационные системы, интегрированные с государственными. Основная статья расходов – это затраты на приобретение оборудования, которое обеспечивает процесс маркировки. При этом, крупные производители лекарственных средств, хотя и планирует заложить эти инвестиции в себестоимость, не видят причин для резкого роста отпускных цен.
«Со стороны производителя я могу сказать, что хотя затраты у нас и большие, но за счёт эффекта масштаба и понимания, что это долгосрочные инвестиции, мы не планируем значимого повышения цен в связи с маркировкой. Это, кстати, подтверждается опытом других рынков, где система прослеживаемости была введена ранее, например Узбекистана», - сказала Дарья Аболмасова.
В начале месяца STADA уже отгрузила дистрибьютору «Эмити» первую промаркированную партию товара, а дистрибьютор принял её по системе. Аптекам же для реализации маркированных лекарственных средств необходимо наличие 2D-сканера для осуществления отпуска маркированного препарата в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров.
Отмечается, что средняя стоимость 2D сканеров варьируется от 13 до 185 тысяч тенге, в зависимости от мощности и функционала.