USD
472.49₸
-2.540
EUR
515.44₸
-1.770
RUB
5.41₸
-0.030
BRENT
84.25$
-0.260
BTC
63595.80$
-785.400

Цена прозрачности: плюсы и минусы обязательной маркировки

Свое мнение выразили представители STADA

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

С 1 июля в Казахстане стартовала обязательная маркировка и прослеживаемость лекарственных средств. Нововведение задумывалось, чтобы избавить рынок от контрафактной продукции и обеспечить контроль качества лекарственных препаратов. Но потребителей волнует и ценовой вопрос - повлияют ли новые требования на стоимость лекарств и не подорожают ли они в разы?

Как ранее сообщали в Минздраве, маркировка и прослеживаемость лекарственных средств окажет содействие в рациональном использовании и планировании закупа лекарственных средств, а также в выстраивании полноценного и достоверного лекарственного обеспечения, ориентированного на пациента.

«Результат этого проекта будет заключаться в пресечении незаконного оборота лекарственных средств, в том числе в рамках ГОБМП и ОСМС, что, несомненно, положительно отразится на безопасности наших граждан», - отмечали в Минздраве.

То есть, государство сможет лучше контролировать рынок, потребители будут уверены в качестве приобретаемой лекарственной продукции, а производители получат данные для аналитики и оптимизации процессов, впрочем, как и выгоду от устранения с рынка контрафакта и подделок.

«Какие реальные плюсы несёт введение обязательной маркировки в Казахстане, мы сможем оценить чуть позже, - говорит лидер направления мониторинга движения лекарственных препаратов компании STADA Евразия Дарья Аболмасова, -  Но если говорить о том, что обещали  регуляторы нам, как производителям, , то выгоды для бизнеса изначально  были сформулированы, как полная прослеживаемость, прозрачность движения продукции по всему рынку в реальном времени. То есть, мы, как бизнес должны получить полную картину всех движений наших препаратов. Идея хорошая, а успех и эффект от внедрения маркировки будет очень сильно зависеть от её реализации».

В STADA отмечают, что если взять в качестве примера логистический хаб компании в Литве, который соединяет товарные потоки между Европой и Центральной Азией, то только в нем за последний год для рынков Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана было промаркировано около 6 миллионов вторичных упаковок. А ведь значительная часть продукции маркируется непосредственно на производственных площадках.

Чтобы наносить маркировку, производители закупают дорогостоящее оборудование и, по словам Дарьи Аболмасовой, хотели бы понимать, что они получают за эти инвестиции. И это в первую очередь очищение рынка от контрафакта, а во вторую –получение аналитических данных о движении своей продукции, что позволило бы лучше планировать поставки и таким образом оптимизировать влияние этого нововведения на себестоимость.

«Данные о передвижении продукции, безусловно, полезный инструмент для фармацевтической компании. Это позволит проводить тщательную аналитику и, главное, понимать нужды пациентов. На текущий момент, данные мы не получили и ведем переговоры с крупнейшей телекоммуникационной компанией («Казахтелеком»), которая является оператором обязательной маркировки» - пояснила Дарья Аболмасова.

Существует два основных типа нанесения кодов на вторичную упаковку лекарственных средств - прямое нанесение и стикер. Чтобы нанести код нужно получить его из государственной системы. Коды защищены криптографическим шифрованием.  За услугу шифрования кодов «Казахтелеком» берет оплату - около 2,5 тенге, которые производитель имеет право добавить к себестоимости каждой вторичной упаковки.

Эта сумма невелика и ее можно отнести к регулярным затратам. К единоразовым затратам можно отнести инвестиции в информационные системы, интегрированные с государственными. Основная статья расходов – это затраты на приобретение оборудования, которое обеспечивает процесс маркировки. При этом, крупные производители лекарственных средств, хотя и планирует заложить эти инвестиции в себестоимость, не видят причин для резкого роста отпускных цен.

«Со стороны производителя я могу сказать, что хотя затраты у нас и большие, но за счёт эффекта масштаба и понимания, что это долгосрочные инвестиции, мы не планируем значимого повышения цен в связи с маркировкой. Это, кстати, подтверждается опытом других рынков, где система прослеживаемости была введена ранее, например Узбекистана», - сказала Дарья Аболмасова.

В начале месяца STADA уже отгрузила дистрибьютору «Эмити» первую промаркированную партию товара, а дистрибьютор принял её по системе. Аптекам же для реализации маркированных лекарственных средств необходимо наличие 2D-сканера для осуществления отпуска маркированного препарата в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров.

Отмечается, что средняя стоимость 2D сканеров варьируется от 13 до 185 тысяч тенге, в зависимости от мощности и функционала.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.