USD
476.27₸
EUR
515.47₸
RUB
5.41₸
BRENT
86.86$
BTC
58102.40$

Зеленая экономика: каких показателей к 2030 году планируют достичь в РК

Долю «зеленых» кредитов в портфеле банков намерены довести до 7,5%

Share
Share
Share
Tweet
Share
Зеленая экономика: каких показателей к 2030 году планируют достичь в РК - Kapital.kz

Министерство экологии и природных ресурсов опубликовало проект плана мероприятий по реализации Концепции по переходу Казахстана к «зеленой экономике» на 2024–2030 годы. Документ будет находиться в публичном обсуждении на портале «Открытые НПА» до 16 июля 2024 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Указывается, что концепция и план мероприятий обеспечивают «декомпозицию 16 целей устойчивого развития ООН и определяют меры по достижению 21 индикатора в девяти секторах экономики». «По направлению «Управление отходами» определены амбициозные и в то же время реализуемые индикаторы, с учетом текущей ситуации в регионах. Проектом предлагаются новые индикаторы и мероприятия по направлению «Снижение загрязнения воздуха», соответствующие требованиям системы государственного планирования, целям устойчивого развития и нормативам ВОЗ. По направлению «Сохранение и эффективное управление экосистемами» предлагаются меры для достижения индикатора «Доля важных для биоразнообразия охраняемых природных участков, в процентах от площади территории Казахстана», которая будет доведена с 10,5% до 17,5% к 2050 году от общей площади страны», - указывается в документе.

По направлению «Устойчивое сельское хозяйство» предлагается увеличить почти в 2,5 раза площадь сельскохозяйственных земель, сертифицированных для производства органической продукции. По направлению «Устойчивое использование водных ресурсов» определены индикаторы по очистке антропогенных вод до 100% к 2050 году. По направлению «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» предлагается внедрить показатель по снижению энергоемкости ВВП от уровня 2021 года на 35% к 2050 году.

План мероприятий по реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» на 2024–2030 годы включает:

Водные ресурсы
- Целевой индикатор 1. Доля водоемов с хорошим качеством поверхностных вод: 2021 год - 30%, 2030 – 35%, 2040 - 50%, 2050 – 70%;
- Целевой индикатор 2. Площадь орошаемых земель, на которых внедряются водосберегающие технологии: 2022 год - 279 тыс. га, 2030 - 1040 тыс. га, 2040 - 1800 тыс. га, 2050 - 2300 тыс. га;
- Целевой индикатор 3. Очистка антропогенных сточных вод: 2018 год – 28,55%, 2030 - 45%, 2040 - 65%, 2050 – 100%.

Для достижения этих показателей ведомство планирует построить малые очистные сооружения в сельских населенных пунктах, развить сети водоотведения до уровня сетей водоснабжения, развивать в крупных городах ливневые канализации, использовать осадку сточных вод для производства биогаза - не менее 40% к 2050 году, провести исследования и разработку проектов по дальнейшему использованию талых вод, а также подготовиться к аварийным сбросам вод с приграничных государств и т.д.

Сельское хозяйство
- Целевой индикатор 4. Урожайность пшеницы:  2022 год – 12,8 ц/га,  2030 - 20 ц/га, 2040 – 23 ц/га, 2050 – 25 ц/га;
- Целевой индикатор 5. Повышение производительности труда в сельском хозяйстве: 4 608,2 тыс. тенге на человека в 2022 году, в три раза по сравнению с 2022 годом, в три раза по сравнению с 2030 годом, в три раза по сравнению с 2040 годом;
- Целевой индикатор 6. Площадь сельскохозяйственных земель, сертифицированных для производства органической продукции: 2022 год - 114 тыс. га, 2030 – 150 тыс. га, 2040 - 200 тыс. га, 2050 - 300 тыс. га.

Для достижения этих показателей планируется поэтапный переход на применение органических удобрений, провести мероприятия по анализу деградированных земель и по обводнению пастбищ, разработать экономические меры по стимулированию офсетных проектов в области сельского хозяйства, например, субсидии за зеленые насаждения и т.д.

Энергосбережение и повышение энергоэффективности
- Целевой индикатор 7. Снижение энергоемкости ВВП от уровня 2021 года: на 15% к 2030 году, на 25% к 2040 году и 35% к 2050 году;

Для этого планируют, в том числе, модернизировать уличное освещение с использованием энергосберегающих технологий, развивать альтернативные виды транспорта и инфраструктуру для электромобилей, в 2026 году пересмотреть коммунальные тарифы для обеспечения самоокупаемости предприятий энергоснабжения, а также разработать и предоставлять адресные схемы финансовой помощи за счет местных бюджетов и иных источников финансирования домохозяйствам, инвестирующим в энергоэффективную модернизацию своих жилых помещений.

Электроэнергетика
- Целевой индикатор 8. Доля возобновляемых и альтернативных источников в выработке электроэнергии: 2022 год - 4,53%, 2030 – 15%, 2040 – 30%, 2050 – 50%;
Целевой индикатор 9. Отказ от электрогенерации на основе сжигания угля или обязательное сопровождение таковой технологиями улавливания и хранения углерода: 2030 год - 0%, 2040 - 50%, 2050 –  80%;

Для этого намерены развивать ВИЭ через строительство ветряных и солнечных электростанций и электростанций, использующих биомассу, в 2025 году утвердить график вывода из эксплуатации угольных мощностей со сроком эксплуатации более 30 лет и график модернизации всех существующих электростанций, на основании аудита технического состояния и энергоаудита с учетом оставшегося срока службы генерирующих активов, привлечь инвестиции в создание газовой и водородной инфраструктуры в северном, восточном и южных регионах страны и т.д.

Снижение загрязнения воздуха
- Целевой индикатор 10. Среднегодовая концентрация взвешенных частиц диаметром менее 2,5 микрон (PM2,5) в атмосферном воздухе в населенных пунктах, где ведутся наблюдения: 2021 год - 0,04 мг/м3, 2030 – 0,0251 мг/м3, 2040 – 0,0153 мг/м3, 2050 – 0,0103 мг/м3;
- Целевой индикатор 11. Снижение количества населенных пунктов с «высоким» уровнем загрязнения атмосферного воздуха: 2022 год - 22, 2030 – 10, 2040 – 5, 2050 – 0;
- Целевой индикатор 12. Сокращение нормативных объемов выбросов твердых загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников крупных предприятий «Топ-50» от уровня 2022 года: 2030 год – 10%, 2040 – 25%, 2050 – 35%;

Для достижения этих показателей до 2023 года намерены ввести более жесткие нормативы по выбросам твердых частиц, оксидов серы, азота и других вредных веществ в соответствии с требованиями ВОЗ, постепенно заменить угольные котельные на ВИЭ или газ в случае его доступности по объемам и цене, перевести существующие угольные ТЭЦ на газ в первую очередь в крупных городах - Алматы, Астане, Караганде, а также построить новые станции на газе до 2030 года для улучшения экологической обстановки в данных городах. Постепенно отказаться от прямого использования угля в жилищном секторе через переход на ВИЭ,  централизованное теплоснабжение, газификацию, создать и внедрить информационную систему «Национальный банк данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Республики Казахстан», перевести городской гражданский транспорт на электричество: приоритетные города - Алматы, Астана, Караганда, Шымкент, в которых перевод должен покрыть не менее 70% всего автопарка до 2040 года. Разработать национальный стандарт к зарядным станциям электромобилей и т.д.

Управление отходами
- Целевой индикатор 13. Обеспечение населения услугами по сбору и вывозу коммунальных отходов: 2022 год - 82%, 2030 - 90%, 2040 – 100%, 2050 - 100%;
Целевой индикатор 14. Доля переработки и утилизации коммунальных отходов от общего количества образованных: 2022 год – 25,4%, 2030 – 40%, 2040 – 50%, 2050 – 60%;
Целевой индикатор 15. Доля переработки и утилизации промышленных отходов от общего количества образованных: 2022 год – 40%, 2030 – 50%, 2040 – 55%, 2050 – 60%;
Целевой индикатор 16. Доля полигонов ТБО, соответствующих экологическим требованиям и санитарным нормам: 2022 год – 21%, 2030 – 50%, 2040 – 95%, 2050 - 100%;

Для этого планируют развивать инфраструктуру по сбору вторичного сырья, опасных и неопасных отходов от населения. В 2025 году рассмотреть снижение суммы финансирования предприятий по переработке вторичного сырья с 80 млн тенге до 5 млн тенге и рассмотреть вопрос приоритетного права отечественных предприятий на приобретение вторичного сырья для переработки и производства готовой продукции, также планируют построить новые полигоны твердых бытовых отходов, соответствующих требованиям и нормам законодательства.

Сохранение и эффективное управление экосистемами
Целевой индикатор 17. Доля важных для биоразнообразия охраняемых природных участков, % от площади территории Казахстана: 2022 год – 10,77%, 2030 - 11,5%, 2040 – 13,5%, 2050 – 17,5%;

Ведомство намерено проработать вопросы по созданию Государственного регионального природного парка «Мерке», Государственного лесного природного резервата «Аральский» и «Ертис жайылмасы». Создавать зеленые зоны вокруг областных центров и городов республиканского значения, разработать комплексные меры по восстановлению оптимальной среды обитания сайги, развивать различные виды экотуризма – «жайлау-туризм», «бердвотчинг», «экологический квест», велосипедные и водные маршруты, верховая езда, музей природы, музей пчеловодства и т.д.

Формирование экологической культуры населения и бизнеса
- Целевой индикатор 18. Число компаний «Топ-50», публикующих отчеты о рациональном использовании ресурсов (ESG): 2022 год – 2%, 2030 - 20%, 2040 – 50%, 2050 – 100%;
- Целевой индикатор 19. Доля представителей общественности в составе бассейновых советов по управлению водными ресурсами: 2022 год – 2%, 2030 - 5%, 2040 – 10%, 2050 – 20%;

Для этого намерены проводить Форум зеленого роста, направленный на повышение осведомленности о «зеленых» финансах, интегрировать экологические компоненты в педагогическое образование, разработать методологии определения критериев «зеленых рабочих мест», сформировать национальные показатели зеленой экономики и т.д.

Зеленое финансирование
- Целевой индикатор 20. Доля «зеленых» кредитов в портфеле банковского сектора: 2023 год – 3,17%, 2030 - 7,5%, 2040 – 15,5%, 2050 – 20,5%;
- Целевой индикатор 21. Доля «зеленых» облигаций в структуре официального списка фондовой биржи: 2023 год – 2,27%, 2030 – 4%, 2040 – 6%, 2050 – 8%.

Планируется разработать меры поддержки по гарантированию/субсидированию выпуска зеленых облигаций, инструменты стимулирования реализации «зеленых проектов» через льготное финансирование за счет привлечения бюджетных средств с последующим микшированием с рыночными средствами, вести реестр отечественных производителей и поставщиков зеленых технологий и оборудования и т.д.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.