Провозглашенный президентом Касым-Жомартом Токаевым курс на новую экономическую политику открывает достаточно интересные перспективы для развития отечественных производств с высокой добавленной стоимостью, в частности промышленной химии. Компания {EASY}, которую я представляю, работает именно в этом направлении. Мы специализируемся на производстве химических реагентов, предназначенных для обработки воды, подготовки нефти и обеспечения защиты промышленного оборудования.
Мы пользовались и пользуемся сейчас услугами научного сопровождения производственного процесса, которые предоставляют два специализированных НИИ подразделения нашего постоянного партнера КазМунайГаза – таково их обязательное условие. Это, говоря откровенно, не всегда способствует достижению наших целей и, главное, – чистоте результата. По большому счету по этой причине мы и приняли решение открыть собственный НИИ. И, хотя с момента создания собственного научно-исследовательского подразделения прошло совсем немного времени, достигнутые результаты убеждают в правильности этого шага.
В частности, разработанный специалистами компании реагент - деэмульгатор позволил одной из частных нефтедобывающих компаний в Мангистауской области отказаться от устаревшей и не отвечающей природоохранным нормам технологии промывки нефти питьевой водой, за что раньше им приходилось платить многомиллионные экологические штрафы. Однако приходится признать: на сегодняшний день наукоемкость казахстанской экономики оставляет желать лучшего. Затраты государства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) на первый взгляд радуют внушительным ростом: в 2023 году они составили 172,6 млрд тенге – сразу на 42% процента больше, чем годом раньше. Но при этом по наукоемкости экономики мы не дотягиваем до половины процента ВВП страны, находясь в мировом рейтинге по этому показателю ниже Эфиопии и Чада. Для сравнения: Россия тратит на это 1,1% своего валового продукта, а лидер рейтинга Израиль – 5,4%. Достичь хотя бы однопроцентного рубежа (а такую цель руководство страны озвучило) Казахстан сможет в лучшем случае через три года. При том, что речь идет о государственных инвестициях в НИОКР, динамика частных инвестиций впечатляет еще меньше… Правда, президент еще в 2022 году поручал «заставить» недропользователей направлять на эти цели 1% всех своих затрат на добычу. Но даже если это поручение главы государства будет исполнено, далеко не факт, что деньги направят по адресу.
Практика показывает, что крупные добывающие компании развивают НИОКР в основном только в отчетах. К тому же для них главное – минимизировать затраты: к примеру, если одна компания предлагает провести ту же очистку скважин за условные 150 миллионов, а конкурент - за 100, то выбор заказчика очевиден – невзирая на разницу в качестве работы. К тому же в тендерной спецификации вам еще и заложат заведомо невыполнимые условия, скажем, необходимость иметь не менее четырех докторов PhD.
В итоге все разговоры о необходимости наращивать наукоемкость экономики не идут дальше красивых слов. И, если посмотреть незаинтересованным взглядом, к примеру, на любой действующий нефтепромысел, то окажется, что технологически он, как и в прежние времена, «стоит на лопате». Справедливости ради, стоит сказать: государство, а точнее, квазигосударственный Фонд национального благосостояния Самрук-Казына предпринимают шаги для улучшения ситуации. Созданный в структуре ФНБ специальный орган – SK SAMGAU - призван аккумулировать все государственные и частные расходы на НИОКР и распределять их не недродобытчикам-«тяжеловесам», а по наиболее актуальным отраслевым направлениям. Это должно позволить небольшим казахстанским компаниям активно участвовать в тендерах и получать больше заказов. Но здесь, как говорится, есть нюансы. Заказчик требует, что называется, на сухом берегу расписать результаты еще не выполненных работ – включая их предполагаемую эффективность. Между тем в науке важен любой результат – пусть и отрицательный. Только так – методом проб и ошибок – можно выйти на хорошую экономику производства. Существующая же практика сводит все к формальности: исполнитель получает от заказчика деньги за заранее гарантированный положительный результат и подгоняет под него свою работу всеми правдами и неправдами. Год назад на первом заседании Национального совета по науке и технологиям президент отмечал печальную тенденцию: за последние пять лет расходы на науку в нашей стране выросли на 60%, а доля науки в структуре ВВП, наоборот, снизилась до 0,13%.
Эта негативная тенденция противоречит взятому государством курсу на создание передовой, социально ориентированной экономики. Ее необходимо переломить как можно скорее.
Автор: Айдос Жамидулла, химик- технолог НПГК EASY (Актобе)