Аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) представил обзор консолидированного бюджета РК за первый квартал 2024 года.
Ключевые тенденции периода
- Несмотря на рост экономической активности в стране (3,9% по итогам 1Q24), те же средние цены на нефть (81,8 vs 82,1) и небольшое увеличение ее добычи (+0,3%), налоговые поступления в консолидированный бюджет (КБ) показали снижение в первом квартале текущего года, в отличие от увеличения на 20% в аналогичном периоде 2023 года.
- За январь-март 2024 года было собрано 5,5 трлн тенге налогов в сравнении с показателем в 5,7 трлн тенге в аналогичном периоде 2023 года (-2,5% или 141 млрд).
- Основные изменения наблюдаются в налоговых отчислениях в местные и республиканский бюджеты (см. ниже). В местных бюджетах наблюдается перевыполнение сборов по КПН (+106 млрд), соцналогу (+129 млрд) и ИПН (+199 млрд), а в республиканском бюджете снижение обусловлено поступлениями по НДС (-157 млрд тенге), таможенным платежам (-161 млрд) и КПН (-289 млрд).
- Таким образом, за первый квартал текущего года исполнение годового плана по налоговым сборам составило 19,9% против показателя в аналогичном периоде прошлого года в 23,0%.
- В то же время расходы КБ выросли на 17% или 966 млрд — до 6,8 трлн тенге, превышая доходную часть на 18% или 1,1 трлн тенге.
- Если ранее основной вклад в прирост расходов вносила соцсфера, то теперь 92% прироста расходов приходятся на обслуживание (+164 млрд) и погашение госдолга (+721 млрд). На таком фоне доля расходов на эти цели выросла до 26% от всех расходов КБ.
- Для финансирования дефицита бюджета были привлечены новые займы на 1,9 трлн тенге (+680 млрд) при годовом плане привлечений 6,6 трлн тенге (+844 млрд). Таким образом, годовой план исполнен на 28,1% (20,5% в первом квартале 2023 года).
- Объем трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет составил 1,45 трлн тенге или 40,3% от годового плана. Объем изъятий из НФ запланирован на высокой отметке 3,6 трлн тенге (гарантированный – 2,0 и целевой – 1,6).
Резюме
В первом квартале текущего года наблюдается снижение поступлений налоговых сборов (-2,5%) и общих доходов КБ (-1,8%) при двузначном увеличении расходов (+16,7%) КБ. При этом практически весь вклад в увеличение расходов внесли статьи обслуживания и погашения госдолга. Тенденция к увеличению расходов на обязательства по госдолгу в абсолютном и относительном выражении в структуре расходов бюджета усугубляется несбалансированностью его структуры (в 2024–2025 гг. Минфину предстоит погашение крупных объемов еврооблигаций), что приводит к резким изменениям в расходах (доля расходов на эти цели выросла до 26% от всех расходов против 15% в аналогичном периоде 2023 года), что может оказывать давление на валютный рынок, а также свидетельствует о необходимости большего внимания управлению госдолгом. Кроме того, на фоне высокой эмиссионной активности Минфина безрисковая кривая претерпела значительные изменения в отчетном периоде. Таким образом, характеризовавшийся ранее социальным бюджет страны перешел в стадию обремененного долгом.
Между тем при прохождении одной четверти года (25%) исполнение плана по налоговым сборам снизилось до 19,9% (ранее 23%), по доходам — до 20,1% (23,1%), но по расходам — возросло до 21,9% (20,5%). При этом суммарный объем поступлений в КБ в текущем году, по актуальному ПСЭР на 24–28 гг., вырастет до 31,3 трлн тенге с показателя в 25,6 трлн тенге в 2023 году (+22%). Исполнению этого плана могут способствовать более высокие цены на нефть (тек. 87,5 долл. за баррель, а в бюджет заложено – 80 долларов за баррель.), меры по расширению доходной базы и улучшению налогового администрирования, а также дальнейшее снижение доли теневой экономики.
Вместе с тем ожидаемое резкое увеличение добычи нефти в стране до 103,3 млн тонн в 2025 году с 90 млн тонн в 2023 г. на фоне расширения добычи на Тенгизе при сохранении высоких цен на сырье может значительно улучшить бюджетный баланс, а также выровнять перешедший в отрицательную зону счет текущих операций.