USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.68$
-0.080
BTC
104602.00$
-1385.000

В 2023 году объем рынка e-commerce превысил 2,4 трлн тенге

Доля продаж маркетплейсов от всей розничной электронной торговли выросла до 89%

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

В Казахстане рынок розничной электронной торговли в 2023 году продемонстрировал уверенный рост как в денежном выражении, так и в количестве совершенных покупок. Об этом говорится в исследовании «Анализ рынка розничной электронной коммерции в Республике Казахстан», которое провела компания Strategy&, part of the PwC network совместно с Ассоциацией Цифровой Казахстан (АЦК), сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«В 2023 году рынок розничной электронной коммерции преодолел большинство затруднений, вызванных турбулентными событиями 2022 года, и показал стремительный рост. Общий объем выручки в секторе достиг 2,4 трлн тенге, а проникновение e-commerce составило 12,6%. Таким образом, Казахстан имеет все шансы войти в топ-10 стран по уровню пенетрации электронной коммерции в мире, обогнав Канаду с показателем на уровне 11,7%», - прокомментировала результаты партнер Strategy& и Лидер консультационной практики в регионе Евразия Наталья Лим.

В 2023 году объем рынка e-commerce превысил 2,4 трлн тенге 2949422 - Kapital.kz

В исследовании указывается, что объем продаж в 2023 году составил 2 418 млрд тенге (+79% YoY, метод Year-over-Year), что почти равняется 5,3 млрд долларов. Число транзакций составило 90,2 млн (+84% YoY), а средний чек снизился до 26,8 тыс. тенге (-2,6% YoY), или 58,8 доллара  (-1,5% YoY).

«Объем продаж через маркетплейсы по итогам 2023 года вырос до 89% от объема всей розничной электронной торговли (+6 п.п. YoY, выраженный в KZT), а доля транзакций - до 93% ото всех электронных покупок (+17 п.п.). В абсолютном выражении объем продаж через маркетплейсы почти удвоился (+92% YoY), а число покупок через агрегаторы возросло на 126% YoY. Розничные онлайн-магазины отчитались о существенно более скромном абсолютном росте продаж - всего 15% YoY, а число покупок и вовсе сократилось на 46% по сравнению с 2022 годом. Закономерно, средний чек операций через маркетплейсы снизился на 15%, в то время как средний чек онлайн-магазинов вырос на 113%. Главными драйверами роста выступили международные (показавшие рост в 3,7 раза) и в меньшей степени локальные (показавшие рост в 1,7 раза в KZT, YoY) маркетплейсы», - указывается в исследовании.

В 2023 году объем рынка e-commerce превысил 2,4 трлн тенге 2949425 - Kapital.kz

В 2023 году выручка как местных, так и международных игроков рынка выросла, но соотношения между маркетплейсами и онлайн-магазинами трансформировались.

Местные и международные игроки рынка. Объемы продаж местных игроков выросли на 55% по сравнению с 2022 годом в KZT и на 44% в числе транзакций, в то время как международные игроки показали рост в 3,4 раза в денежном выражении и в 2,6 раза в числе заказов. Средний чек у местных участников рынка вырос незначительно (+8% YoY), а у международных площадок рост среднего чека составил 32%.

Розничные онлайн-магазины. Объемы продаж локальных розничных онлайн-магазинов за год снизились на 12%, а число продаж упало на 53% YoY. Международные онлайн-магазины, напротив, продемонстрировали солидный рост выручки (+130% в KZT, YoY) и числа операций по сравнению с 2022 годом (+62%, YoY).

Маркетплейсы. Местные и иностранные маркетплейсы показали уверенный рост. Продажи локальных маркетплейсов выросли в 1,7 раза в денежном выражении и в два раза в числе транзакций. Иностранные же маркетплейсы продемонстрировали рост объемов продаж в KZT в 3,7 раза и рост в 2,6 раза в количестве заказов.

«Местные продавцы товаров среднего ценового диапазона все чаще отдают предпочтение продвижению через маркетплейсы, вместо того, чтобы инвестировать в развитие и поддержание собственных онлайн-магазинов. Выход на маркетплейсы предоставляет им такие преимущества, как быстрый старт, доступ к широкой аудитории покупателей и возможность использовать логистические ресурсы площадок, экономя на доставке. Более дорогие и нишевые товары продолжают реализовываться местными игроками через онлайн-магазины, что приводит к росту их среднего чека на 44% по сравнению с 2022 годом», - говорится в обзоре.

В 2023 году, аналогично прошлому году, около 37% объемов продаж пришлось на первое полугодие, и 63% - на второе. Показатели объемов продаж Q1 и Q2 снова уступают пиковым значениям предшествующего года, обусловленным повышенным спросом в период праздников и накануне. Общий нарастающий тренд пока не перекрывает это сезонное падение спроса, что и приводит к снижению объемов выручки в начале года.

Рынок электронной коммерции Казахстана находится лишь в начале своего пути, о чем говорят все возрастающие темпы роста числа заказов, совершенных онлайн. За минувшие четыре года число заказов возросло в 4,3 раза, причем только за последний год рост числа заказов составил +84%. Так же, как и в прошлом году, почти 40% транзакций пришлось на первое полугодие, и число покупок нарастает к концу года. Однако снижение по окончании праздничного сезона было уже не столь значительным, чтобы полностью перекрыть основной растущий тренд, и 2Q’2023 по числу транзакций превзошел 4Q’2022.

«На конец 2023 года средний чек составил 26,8 тыс. тенге, что является самым скромным результатом за последние три года. На размер и динамику среднего чека сейчас в большей степени оказывают влияние фундаментальные изменения в соотношении популярности маркетплейсов и онлайн-магазинов, а также в соотношении местных и международных игроков. Сезонная динамика, ярко выраженная в 2019-2020 году, перестала играть определяющую роль в формировании данного показателя, и квартальные колебания среднего чека стали находиться в коридоре +/-15% от среднегодовых значений», - отмечается в исследовании.

В 2023 году объем рынка e-commerce превысил 2,4 трлн тенге 2949434 - Kapital.kz

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.