В прошлом году поступило почти 266 тысяч жалоб от населения по вопросам налогового и таможенного администрирования. Они касаются действия или бездействия органов государственных доходов, задержки возврата НДС и признания сделок недействительными. Об этом сегодня в ходе заседания правительства, подытоживая вопросы налогового и таможенного администрирования, сообщил премьер-министр РК Олжас Бектенов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Перед правительством стоит серьезная задача по повышению эффективности налогового и таможенного администрирования. Самый верный путь к этому – максимальная цифровизация всех процессов. Разрабатывается новый Налоговый кодекс. Требования к нему очень жесткие. Представленные ранее подходы подвергались заслуженной критике. В то же время, разработка кодекса затянулась», - отметил он.
Он поручил оперативно завершить эту работу.
«По итогам 2023 года количество обращений и жалоб от населения по вопросам налогового и таможенного администрирования составило почти 226 тысяч. Очевидно, что в новом кодексе необходимо учесть указанные моменты, сместить акценты на сервисную модель администрирования. Из года в год не решается проблема с упрощением процедуры возврата НДС. Должны быть оптимизированы неэффективные налоговые льготы», - пояснил Олжас Бектенов.
В текущем году уже стартовал третий этап декларирования. Он касается порядка 4 млн физических лиц. На четвертом этапе, со следующего года, декларацию о доходах представят все оставшиеся категории граждан.
«Всего планируется сдача декларации о доходах порядка 13 млн граждан. Всеобщее декларирование создаст эффективную систему контроля доходов и имущества. Это также позволит снизить коррупционные проявления и увеличить дополнительные поступления в бюджет. Министерству финансов следует активно проводить разъяснительную работу среди населения, обеспечить бесперебойную работу информационных систем», - подчеркнул премьер.
Проводится работа по цифровизации таможенного администрирования. Первые результаты показало внедрение Системы электронной очереди на границе. Это позволило снизить очереди автотранспорта на границе.
«Более того, облегчило ведение бизнеса при таможенных процедурах, повысило прозрачность и скорость прохождения грузов. Однако предпринимаемых мер недостаточно. Затянулась модернизация пунктов пропуска. Их оснащение не на должном уровне. В век цифровизации в 20 пунктах пропуска отсутствует мобильная связь. Необходимо форсировать эту работу», - поручил глава кабмина.
Он подчеркнул, что стратегически важно обеспечить полноту уплаты таможенных платежей и налогов в бюджет. Процессы налогового и таможенного администрирования должны быть полностью оцифрованы. Это упростит администрирование, расширит налогооблагаемую базу. Следует максимально исключить прямой контакт сотрудников органов государственных доходов с налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности.
Читайте также
Они необходимы для реализации инфраструктурных проектов в селах