USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
74.29$
+0.160
BTC
97872.50$
+3623.800

Выдавать иностранные бланки на перевозку грузов будут по новому механизму

Так министерство транспорта намерено очистить от спекулянтов рынок международных грузовых автоперевозок

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: пресс-служба Минтранспорта

Фото: пресс-служба Минтранспорта

Председатель Комитета автотранспорта и транспортного контроля Алтай Али представил проект правил, предусматривающих новый механизм распределения иностранных бланков разрешений (ИБР) для международных грузоперевозок. На брифинге в СЦК он рассказал о причинах разработки принципиально иного механизма выдачи разрешительных документов, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу министерства транспорта.

Действующая система распределения, разработанная в 2012 году, предусматривала закрепление на год половины дефицитных ИБР за отдельными перевозчиками. Бланки в нужном количестве выдавались компаниям с учетом их истории работы. Тем самым создавались условия по ограничению конкуренции. При этом перевозчикам выдаются пустые ИБР сроком на 100 дней. Такой подход создает предпосылки к реализации бланков на теневом рынке по спекулятивной цене. Разработанный министерством проект новой системы предусматривает выдачу бланков по факту перевозки грузов, без каких-либо ограничений.

«С апреля 2023 года подобный механизм в пилотном режиме был введен на границе Китая. В результате на 100% исключена спекуляция, введен упрощенный доступ к получению бланков, который позволил более чем в два раза увеличить перевозки с КНР. Масштабирование этого опыта позволит обеспечить прозрачное и справедливое распределение документов среди перевозчиков, которые имеют реальную потребность в перевозках, исключая условия для передачи ИБР третьим лицам», - сообщил председатель комитета.

Он отметил, что новый механизм позволит при завершении бланков проводить с контрагентами дополнительный обмен ИБР с учетом потребности казахстанских перевозчиков. Проект новых правил был дважды презентован участникам рынка в январе и феврале в Алматы.

Алтай Али и его заместитель Селим Куанышулы подробно ответили на актуальные вопросы касательно причин приостановки запрета в отношении перевозчиков стран ЕАЭС на перевозку грузов путем «перецепки/перегруза», которая, по мнению некоторых предпринимателей, противоречит Таможенному кодексу ЕАЭС и грозит захватом рынка перевозчиками других стран.

По словам представителей ведомства, в указанном кодексе отсутствует запрет на перевозку грузов по механизму «перецепки/перегрузки». И, в целом, нормы законодательства по перевозке грузов путем «перецепки/перегруза» не противоречат кодексу.

«В 2017 году в РК установлен запрет казахстанским и иностранным перевозчикам на перевозки грузов путем «перецепки». Такой запрет нигде в мире не практиковался, так как это не отвечает основному принципу развития логистики перевозок. Запрет отрицательно повлиял на общий рынок международных перевозок Казахстана. Если доля перевозчиков РК на данном рынке до введения запрета (до 2017 года) составляла 51%, то в период его запрета снизилась на 20%, а с момента снятия запрета она выросла на 19%», - рассказал он.

В настоящее время началом перевозки, например, китайских грузов являются приграничные терминалы, находящиеся на территории КНР. На данные терминалы доставляются грузы из стран ЮВА (Южной Кореи, Гонконга, Малайзии, Вьетнама и т.д.) китайскими перевозчиками. При запрете «перецепки/перегрузки» практически невозможно будет забирать данные грузы, так как казахстанские перевозчики не обладают возможностью доехать до данных стран. По словам представителей комитета, есть потребность и в доставке грузов из Афганистана, Пакистана и Украины, куда казахстанские автоперевозчики не осуществляют перевозки из-за мер безопасности.

Выдавать иностранные бланки на перевозку грузов будут по новому механизму 2833275 - Kapital.kz

Поэтому запрет «перецепки/перегрузки» практически исключает участие казахстанских перевозчиков на указанные перевозки, приводит к уменьшению товарооборота и способствует увеличению стоимости перевозок и конечной цены продукции на рынке Казахстана. К тому же, по их словам, перевозчики некоторых регионов Казахстана участвуют в международных перевозках исключительно путем «перецепки» грузов, которые доставляются, в том числе турецкими и иранскими перевозчиками, до АПП «Темир-Баба». Поэтому запрет на «перецепку» грузов создает социальное напряжение в данных регионах, так как срываются контракты перевозок, объемы плодоовощной продукции, доставляемой в приграничные города, уменьшаются, создается дефицит, который способствует повышению конечной стоимости товаров.

«Также необходимо учесть, что любые ограничения в сфере международных автоперевозок в отношении иностранных перевозчиков могут провоцировать другие страны на введение зеркальных мер в отношении казахстанских перевозчиков. Учитывая вышеизложенное, до 1 января 2025 года приостановлен запрет на перевозки грузов путем «перецепки/перегруза» и по итогам трехлетнего анализа - запрет в 2017-2021 годы, снятие запрета в 2022-2024 годы, будет окончательно принято решение по данному вопросу», - сказал Алтай Али.

Спикеры прокомментировали и слухи о том, что при разрешении метода «перецепки» увеличится участие иностранных перевозчиков на рынке перевозок грузов РК-ЕС.

«Перевозка грузов иностранными перевозчиками в Казахстан квотируется. Тем самым регулируется количество осуществляемых ими перевозок с учетом интересов отечественных перевозчиков. Российским и белорусским перевозчикам на паритетной основе в год выдается всего 13 тыс. бланков. Кроме того, при перецепке грузов иностранные перевозчики обязаны предоставлять дополнительные бланки - бланки начального перевозчика, который доставил груз до приграничного терминала», - сказал Селим Куанышулы.

В ведомстве отметили, что по сравнению с 2023 годом в 2024 году в Казахстане число совместных предприятий в сфере международных грузоперевозок сократилось с 64 до 50, а количество принадлежащего им автотранспорта с 2060 до 1421.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.