Во время стратегической дискуссии «Фармацевтический рынок Евразии глазами топ-менеджеров. Цели, задачи, перспективы» партнер EY по Казахстану и Центральной Азии Светлана Чебан рассказала о преимуществах создания в РК фармацевтических хабов для поставок лекарственных средств (ЛС) в страны Центральной Азии и Кавказа. Дискуссия проходила во время 15-го международного Евразийского фармацевтического форума, который стартовал в Алматы 29 февраля 2024 года, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«После 2022 года мы наблюдаем возросшую потребность для клиентов EY из фармацевтического сектора в пересмотре цепочек поставок, и, как следствие, в возможности создать в РК либо иной юрисдикции нашего региона торгово-логистический хаб для поставок ЛС на рынки Центральной Азии и Кавказа», – делится Светлана Чебан. Она также перечислила преимущества реализации такой возможности.
Спикер представила проблематику и вероятные решения для создания фармацевтического хаба в Казахстане, а также рекомендации в части гармонизации правовых актов РК в различных отраслях права (регуляторные требования, налоговое и таможенное законодательства, требования в части трансфертного ценообразования).
«Для создания в Казахстане привлекательной для инвесторов транспортно-логистической экосистемы и достижения в среднесрочной перспективе ощутимых результатов необходимо сформировать рабочую группу, включающую государственные органы, «СК-Фармация», представителей бизнес-ассоциаций, для эффективного кросс-функционального взаимодействия по устранению ряда существующих ограничений в законодательстве РК», – сказала Светлана Чебан корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
Партнер EY по Казахстану и Центральной Азии относит к узким местам отсутствие полной нейтральности по НДС и трансфертному ценообразованию в налоговом законодательстве РК, регуляторные требования в части ограничений допуска для перемещения через территорию РК незарегистрированных ЛС, отсутствие необходимости для ЛС, предназначенных для рынков Центральной Азии и Кавказа (не для казахстанского рынка), иметь упаковку согласно требованиям ЕАЭС (Евразийский экономический союз – Ред.) и Казахстана, а также требование о наличии маркировки и инструкций по медицинскому применению ЛС на казахском языке. «Поскольку такие ЛС изначально предназначены не для рынка Казахстана, а для рынков других стран Центральной Азии и Кавказа, указанные требования нецелесообразны», – поясняет спикер.
Она добавляет, что такие поставки посредством хаба в Казахстане должны рассматриваться отдельными контрактными и логистическими потоками с обязательной прослеживаемостью и подтверждением вывоза ЛС из РК на рынки Центральной Азии и Кавказа. «Для механизмов прослеживаемости уже существует ряд рычагов: в Казахстане развитая IT-инфраструктура органов КГД (Комитет государственных доходов – Ред.) для прослеживаемости ввоза ЛС через сведения грузовых таможенных деклараций «Астана-1» до пересечения границ при вывозе с применением электронных счетов-фактур, а также требования в части сопроводительных накладных на товары в электронном формате, – уточняет Светлана Чебан. – Государственные органы РК могут отслеживать в режиме реального времени перемещение ЛС по всей цепочке поставок для исключения рисков в части безопасности ЛС либо их незаконного оборота на внутреннем рынке Казахстана».