Индекс потребительской уверенности (CCI) казахстанцев в ноябре достиг 108,2 пункта, продемонстрировав рост второй месяц подряд. Это рекордный показатель за все 15 месяцев проведения макроэкономического исследования в стране. Год назад индекс CCI составлял лишь 101,7 пункта.
Freedom Finance Global пятый месяц одновременно изучает потребительскую уверенность, инфляционные и девальвационные ожидания жителей четырех стран Центральной Азии: Казахстана (3600 респондентов), Узбекистана (3600), Кыргызстана (1600) и Таджикистана (1200).
Выводы по странам Центральной Азии
В ноябре динамика индекса потребительской уверенности рассматриваемых стран Центральной Азии была достаточно интересной. Казахстан, немного перешагнув нейтральную границу в 100 пунктов в прошлом месяце, продолжил уверенный рост в ноябре и обновил исторические максимумы. Узбекистан же, в свою очередь, впервые за пять месяцев исследований показал снижение потребительской уверенности. Тем не менее Узбекистан продолжает занимать второе место, даже несмотря на рост индекса в Кыргызстане. И все же разница между этими странами сократилась до половины пункта. Лидером продолжает оставаться Таджикистан, где население показало практически тот же уровень потребительской уверенности, который фиксировался в октябре.
Рост потребительской уверенности в Казахстане был обусловлен значительным улучшением фактических оценок. Больше казахстанцев отмечают улучшение экономики и личного материального положения за последние 12 месяцев. Также рекордно высокий уровень продемонстрировал уровень благоприятности условий для крупных покупок и расходов. Но вот в Узбекистане, напротив, наблюдается падение оценки личного материального положения и экономики, а также ухудшение ожиданий экономических перспектив. Тем не менее абсолютные показатели Узбекистана все равно значительно выше, чем в Казахстане. В Кыргызстане рост потребительской уверенности во многом произошел за счет улучшения мнения касательно экономики вместе с ожиданиями. В Таджикистане отмечается продолжение роста благоприятности условий для крупных покупок. Данный субиндекс впервые в регионе и за все время исследований Freedom Finance Global преодолел нейтральную границу в 100 пунктов. Это означает, что в Таджикистане больше людей считают текущее время благоприятным для крупных покупок.
Инфляционные оценки и ожидания также показали разнонаправленную динамику в различных странах региона, несмотря на синхронное продолжение замедления инфляции. В Таджикистане инфляционные оценки вместе с ожиданиями заметно снизились и приблизились к летним уровням. Инфляция в этой стране в октябре упала после некоторого роста в сентябре, что указывает на корреляцию ответов и статистики. В Узбекистане инфляционные ощущения жителей также упали вместе с официальной инфляцией. При этом ожидания выросли: особенно существенное увеличение произошло по ожиданиям сильного роста в течение одного месяца. В Казахстане инфляционные ожидания обновили максимумы. Тем не менее инфляционные ощущения несколько упали, вероятно, вместе со снижением годовой инфляции. В Кыргызстане инфляционные ожидания продолжают оставаться наименьшими в регионе, а инфляционные оценки показали разнонаправленное движение. Тем не менее годовая инфляция в Кыргызстане снизилась до трехлетних минимумов.
В свою очередь, девальвационные ожидания в большей степени продемонстрировали ожидаемую динамику. Наблюдается рост в Казахстане и Узбекистане, где есть большая история ослаблений нацвалюты. И в то же время фиксируется некоторое снижение девальвационных ожиданий в Таджикистане и Кыргызстане, где нацвалюта куда менее волатильна. В Узбекистане ожидания по ослаблению сума резко выросли в горизонте одного года, несмотря на снижение в октябре. Такая же история и в Казахстане, где девальвационные ожидания практически вернулись к максимумам, зафиксированным в сентябре. В Кыргызстане ожидания по ослаблению сома вернулись обратно к летним уровням.
«Пятая волна исследования потребительской уверенности жителей четырех стран Центральной Азии отличается разнонаправленностью динамики, прорывами и снижением некоторых показателей в отдельных странах. И все же если смотреть на общую картину, то второй месяц подряд наблюдается нахождение потребительской уверенности всего региона в положительной зоне. Данная тенденция может быть позитивно воспринята государством и бизнесом. С другой стороны, несмотря на падающую годовую инфляцию во всем регионе, единой уверенности у жителей по будущему росту цен нет. Поэтому необходимо внимательно следить за инфляционными ожиданиями, не констатируя преждевременную победу над инфляцией. Следующая волна исследования покажет, насколько эта динамика является единовременной или долгоиграющей», - комментирует итоги исследования аналитик Freedom Finance Global Данияр Оразбаев.
Выводы по Казахстану
Месячный рост в Казахстане показали все пять субиндексов, из которых рассчитывается итоговый результат. Но сильнее всего выросли связанные с оценкой текущего состояния. Казахстанцы намного лучше стали оценивать произошедшие за последние 12 месяцев изменения в экономике страны и личного материального положения.
Рост потребительской уверенности в стране был обусловлен значительным улучшением фактических оценок. Субиндекс оценки текущего состояния экономики вырос на 8,9 пункта, достигнув 85,4 пункта, что является рекордным показателем за всю историю исследований. Почти 23% казахстанцев считают, что экономика за последний год показала улучшение.
В региональном разрезе лучший результат наблюдается в Кызылординской области, где 36% жителей отмечают положительные изменения в экономике. Также позитив преобладает над негативом лишь в Туркестанской и Жетысуской областях. Больше всего пессимистов в вопросе текущего состояния экономики можно увидеть в Западно-Казахстанской и Карагандинской областях. В обоих регионах доля негативных ответов достигает 51%.
Субиндекс фактической оценки изменений личного материального положения за последние 12 месяцев вырос на 6,1 пункта. Среди опрошенных жителей страны 37,9% считают, что их личное материальное положение улучшилось за последний год.
Также рекордно высокий уровень продемонстрировал уровень благоприятности условий для крупных покупок и расходов. 32,8% казахстанцев считают, что сейчас в той или иной степени хорошее время для крупных приобретений.
В Казахстане инфляционные ожидания обновили максимумы. Тем не менее инфляционные ощущения несколько упали вместе со снижением годовой инфляции. Доля ожидающих ускорения роста цен в течение месяца выросла с 24,6 до 30,2%, что является рекордом с декабря 2022 года. При этом ожидания сильного роста цен в горизонте следующих 12 месяцев – с 24,4 до 27,3%. Это является наивысшим показателем за всю историю исследования.
Среди отдельных товаров и услуг казахстанцев больше всего волнует рост цен на мясо и птицу, хлеб и хлебобулочные изделия, а также молоко и молочные изделия. По всем этим товарам 32–35% казахстанцев заметили сильный рост цен в ноябре, что, однако, примерно на 3 п.п. ниже результата октября. Отметим, что мука выпала из топов и теперь занимает пятое место, уступая еще овощам и фруктам.
Девальвационные ожидания казахстанцев немного выросли и приблизились к максимумам, которые были зафиксированы в сентябре. Это несмотря на укрепление тенге в ноябре на 2%. 55,4% опрошенных ждут ослабления тенге к доллару (53,9% – в октябре) через год, а 36,1% (34,4% – в октябре) – через месяц.
Индекс кредитного доверия в Казахстане вырос на 1,3 пункта и остается примерно на уровне предыдущих четырех месяцев. Доля казахстанцев, считающих, что сейчас хорошее время для получения кредитов, выросла с 14,8 до 16,6%. При этом уровень депозитного доверия немного снизился: с 35,5 до 34,1%. Именно столько казахстанцев одобряют банковские депозиты в текущей ситуации.
Уровень спокойствия также заметно повысился, как и индекс потребительской уверенности. 57,3% казахстанцев отмечают, что сейчас, скорее, спокойное время, нежели тревожное (56,3% – в октябре). При этом среди них существенно выросла доля людей, давших однозначный ответ, что сейчас спокойное время: с 32,9 до 35,8%. Ожидания по росту безработицы остаются на стабильном для последних шести месяцев уровне в 40,3%. Тем не менее беспокойство об отсутствии работы достигло минимума с мая. Год назад аналогичный показатель составлял 38,3%, то есть опасения казахстанцев по росту безработицы усилились за этот период.
Читайте также
Большинство респондентов вновь отметили муку как один из наиболее подорожавших товаров