Последний прогноз Правительства Казахстана относительно достижения уровня ВВП в 474,9 млрд долларов подразумевает кратный рост в 1,8 раза от уровня 2023 года. Исторически такие темпы роста наблюдались в начале 2000-х годов и в периоды с 2010 по 2013 год, когда цены на нефть превышали 100 долларов за баррель. Однако в текущей парадигме полагаться на дальнейший сырьевой рост, учитывая структурные уязвимости национальной экономики, является нецелесообразным.
Тем не менее Правительством РК основными драйверами роста были определены отрасли строительства, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), торговли, а также транспорта и логистики.
Что касается строительства, исторически данный сектор демонстрировал опережающую динамику роста за счет фискальных стимулов, в том числе льготных жилищных программ и возможности изъятия части пенсионных накоплений, по которым были исчерпаны лимиты. Возникает вопрос: планируются ли подобные стимулы в будущем, или темпы роста отрасли будут обеспечены за счет крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов? В случае возобновления искусственного роста сектора за счет поддержки государства мы можем ожидать ускорения инфляции. Такой подход закономерно усложнит достижение реальных темпов роста и удвоения ВВП в долларовом выражении, то есть мы продолжим оперировать в замкнутом круге.
По темпам роста торговли отмечаем, что сам по себе данный сектор зависит от динамики остальных секторов экономики и является проциклическим. В значительной мере её рост зависит от текущего состояния экономики и уровня спроса со стороны потребителей. При этом мы видим более низкие прогнозы роста в секторах промышленности и сельского хозяйства.
По мнению KPMG, рост экономики должен быть качественным, основанным на развитии среднего бизнеса, который сможет перерастать в крупный и будет сконцентрирован в высокопродуктивных секторах для создания более устойчивой экономики.
На сегодня экономика Казахстана сильно зависит от импорта товаров с высокой добавленной стоимостью, что снижает экономическую устойчивость к внешних шокам. В 2021 году были импортированы товары на сумму более 20 триллионов тенге, тогда как МСБ выпустил продукцию на 36 триллионов тенге. Статистика свидетельствует о большом потенциале для роста, в том числе в обрабатывающей промышленности среди средних предприятий.
При допущении, что 5-6% импортируемой в настоящее время продукции будет локализовано и станет производиться малым либо средним бизнесом, мы можем ожидать весьма значительный социально-экономический эффект: прирост ВВП до 1.5%, увеличение налоговых поступлений до 90 миллиардов тенге, создание до 50 тысяч новых рабочих мест для МСБ и увеличение выпуска средних предприятий в обрабатывающей промышленности до 50%.
Ужесточение регулирования и введение строгих мер не способствует достижению амбициозных целей. Крайне важно разработать фундаментально новые подходы на основе повышенной прозрачности и сотрудничества между ключевыми игроками рынка, правительством и МСБ.
Вероятность эффективности импортозамещения в чистом виде невелика, в связи с чем Казахстану необходимо встраиваться в глобальные и региональные цепочки создания стоимости. KPMG предлагает подойти к данному вопросу комплексно через прозрачный и обновляемый на регулярной основе механизм:
1. На макроуровне необходимо определять ключевые секторы экономики, способствующие стратегическому росту экономики через мультипликаторы налогов, занятости, выпуска, доли импорта, а также учитывая историческую динамику в секторах.
2. На уровне секторов, подсекторов и товаров необходимо определить потенциальные точки роста, проводя анализ больших массивов данных для определения наиболее целесообразных и конкурентоспособных продуктов. Правительство РК имеет подобные методологии определения приоритетов, при этом сами списки непрозрачны, и зачастую возникают вопросы к расстановке приоритетов.
3. На уровне компаний осуществлять анализ через большую выборку компаний в различных секторах мировой экономики, учитывая тенденции, бизнес-модели и прогнозы.
4. На операционном уровне осуществлять переговоры с крупными игроками глобального рынка в части потенциального сотрудничества и осуществления трансферта знаний и технологий.
5. Дополнительно необходимо повышение уровня компетенций и цифровизации МСБ. Правительству следует предоставлять МСБ доступ к информации и вышеуказанной аналитике, мерам государственной поддержки и возможностям для повышения их собственных компетенций, то есть «удочку вместо рыбы».
В конечном итоге:
• МСБ сможет понимать емкость локального и глобального рынка, а также самостоятельно оценивать целесообразность запуска производства.
• Государственные органы смогут прозрачно определять точки роста и значительно повысить социально-экономические эффекты от вложенных государственных средств, сужая фокус до нескольких четких приоритетов.
Авторы: эксперты Группы KPMG по стратегическому и операционному консультированию Болат Мынбаев, Галым Аманжолов и Асель Орумбаева.