USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
94692.00$
-2387.500

Исключить из Налогового кодекса льготы индивидуального характера предложили в мажилисе

Из-за применения фискальных послаблений бюджет недополучает крупные суммы

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

Исключить из Налогового кодекса льготы индивидуального характера предложил мажилисмен Адиль Жубанов в своем депутатском запросе на имя премьер-министра РК Алихана Смаилова, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«Государственный долг по состоянию на 1 июля 2023 года составил 28,5 трлн тенге. Необходимо отметить, что расходы республиканского бюджета на обслуживание долга составят к 2026 году 3,5 трлн тенге (14% от всех расходов). Такими темпами к 2030 году расходы на обслуживание долга составят до 49% к ВВП. Причем темпы роста правительственного долга значительно опережают среднегодовые темпы роста ВВП. К примеру, за последние 15 лет темпы роста правительственного долга составили в среднем 28%, а ВВП - 15%. Если в ближайшем будущем не предпринять мер по исправлению данной ситуации, то это вполне может привести к техническому дефолту бюджета нашей страны», - выразил опасение парламентарий.   

В последние годы наблюдается существенный рост выпадающих доходов бюджета вследствие применения налоговых льгот с 5,5 трлн тенге в 2018 году до 8,1 трлн тенге в 2021 году, привел он цифры.

Вместе с этим в Концепции управления государственными финансами, отметил депутат, указано о наличии 277 налоговых льгот, потери по которым за 2018-2020 годы составили 12,9 трлн тенге. Несмотря на приоритетность развития реального сектора экономики, наибольшая доля льгот приходится на финансовый сектор (в 2021 году: финансовый сектор - 27%, горнодобывающий – 20,3%, обрабатывающий – 14,5%).

«Уровень налоговой нагрузки финансового сектора в Казахстане является относительно низким. Кроме того, государственная поддержка банковской системы за период с 2010 по 2020 год составила 6,6 трлн тенге. Для целей налогообложения эти поступления не рассматриваются в качестве дохода, что позволяет банкам выплачивать акционерам дивиденды, не платя налоги в бюджет. За 5 лет прибыль казахстанских банков выросла более чем в три раза. Если рентабельность казахстанских банков является одной из самых высоких в мире, то соотношение затрат к доходам - одно из самых низких», - обратил внимание мажилисмен.

Также, по его словам, действующая редакция льготы по освобождению от уплаты НДС, имеющих в составе работников-инвалидов, позволяет манипулировать данной льготой для уменьшения своих обязательств перед бюджетом. С момента ее принятия сумма освобожденных оборотов по НДС увеличилась в 16 раз, с 5,4 млрд тенге в 2018 году до 86,2 млрд тенге в 2021 году.

«Отдельно необходимо отметить, что в Налоговом кодексе содержатся нормы, предоставляющие льготы индивидуального характера, что противоречит принципу справедливости налогообложения. К примеру, освобождены от уплаты корпоративного подоходного налога АО «Фонд проблемных кредитов» и частный фонд Nazarbaev Fund. Налоговыми льготами пользуются сеть ТРЦ MEGA, фармацевтические компании, занимающиеся импортом лекарственных средств и которые при этом реализуют их по завышенным ценам, Hyundai Trans Kazakhstan, который занимается в основном сборкой продукции, пользуется нулевой ставкой НДС, реализацию на экспорт производит в Узбекистан. При этом Hyundai Trans Kazakhstan в бюджет Узбекистана уплачены налоги на 25 млн долларов. Более того, эта компания начиная с 2015 года получила у государства свыше 160 млрд тенге субсидий», - сказал спикер.

В то же время, продолжил Адиль Жубанов, много вопросов при субсидировании экспортеров через возмещение НДС. Отсутствует преимущество экспортеров товаров высокого передела перед экспортерами сырья. В 2017–2020 годы экспортировано на 70 трлн тенге, из них 95% сырья, 5% готовой продукции. Как следствие, возврат НДС не стимулирует экспортеров сырья на развитие производства в нашей стране. Например, то же АО «Корпорация Казахмыс», которое с 2005 по 2021 год возвратило НДС на сумму 543 млрд тенге и не построило ни одного завода готовой продукции, отметил депутат.

«При этом крупные экспортеры имеют преимущества при возврате НДС. Причем активно используют подконтрольные предприятия для схем уклонения от системы управления рисками, и соответственно, уклонения от уплаты налогов. Всего за период с 2017 по 2020 год предъявлено к возврату НДС 4 трлн тенге, 79% которых приходится на крупные предприятия. С 2019 по 2021 год из страны выведена валюта на суммы 9 трлн тенге», - сообщил мажилисмен.

В связи с вышеизложенным он считает необходимым внести следующие предложения:

  • во избежание в ближайшие годы технического дефолта республиканского бюджета срочно принять меры по увеличению его доходной части;
  • провести инвентаризацию действующих налоговых льгот, субсидий и других преференций, в том числе по НДС, с последующим внедрением практики их паспортизации;
  • в дальнейшем обеспечить проведение на системной основе оценки эффективности налоговых льгот, предоставления субсидий и иных преференций с выработкой решений о целесообразности их применения;
  • совершенствовать подходы к отнесению на вычет расходов банками второго уровня;
  • предусмотреть преференции, налоговые льготы и преимущества перерабатывающим предприятиям и производителям готовой продукции перед экспортерами сырья;
  • исключить из Налогового кодекса все нормы, представляющие льготы индивидуального характера.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.