В Казахстане в ближайшие три года будут построены новые ветки железных дорог протяженностью свыше 1 тыс. км. Это Достык-Мойынты, Бахты-Аягоз, обводная линия Алматы. Об этом на заседании правительства сообщил премьер-министр Алихан Смаилов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Каждый год растут транзитные перевозки через Казахстан между Азией и Европой. Железнодорожные грузоперевозки только между Казахстаном и Китаем за прошлый год составили свыше 23 млн тонн. В этом году данный показатель увеличился еще на 22%. В условиях быстрорастущих объемов перевозок необходимо проводить планомерную работу по развитию инфраструктуры и обновлению подвижного состава», - уточнил премьер.
Он сообщил, что на этой неделе начнется строительство участка Дарбаза-Мактаарал протяженностью 152 км.
«Для обновления подвижного состава осуществляется закупка более 550 локомотивов, а также пассажирских и грузовых вагонов. Проводится модернизация действующих магистральных железнодорожных сетей общей протяженностью порядка 5 тыс. км», - подчеркнул Алихан Смаилов.
Премьер-министр отметил, что в сфере есть ряд проблем, которые требуют незамедлительного решения. Например, высокий износ подвижного состава и магистральных сетей, который достигает порядка 60%. Это сказывается на скорости поездов и пропускной способности железной дороги.
«Имеются вопросы и к оформлению грузов на границе, что сказывается на объемах транзита, экспорта и импорта. Поэтому необходимо создать для бизнеса «одно окно» с минимальными сроками рассмотрения и подготовки документов. Все службы должны работать оперативно и синхронно», - поручил премьер.
По словам главы правительства, поступает много нареканий от населения к работе «Қазақстан темір жолы». Это систематические опоздания поездов, отсутствие должного сервиса, состояние пассажирских вагонов. Бизнес жалуется на несвоевременные поставки вагонов и отгрузки, длительные процедуры различных согласований.
«Все это негативно сказывается на развитии экономики. Железная дорога имеет стабильно высокий спрос на машиностроительную, рельсобалочную продукцию и различное оборудование. Причем отечественные производители не могут удовлетворить эти потребности, хотя у нас есть немало серьезных предприятий, деятельность которых связана с железной дорогой. Приходится обращаться к зарубежным партнерам. А ведь наши производители могли бы расширять производство, создавать дополнительные рабочие места, наращивать компетенции и выпуск продукции, обеспечивать рост отечественной экономики», - отметил Алихан Смаилов.
Он поручил министерствам транспорта, финансов, сельского хозяйства, Погранслужбе, фонду «Самрук-Казына» и КТЖ до конца года проработать вопросы упрощения процедур оформления и прохождения грузов. Сроки рассмотрения должны сократиться как минимум в два раза.
«Второе. Министерству транспорта совместно с фондом «Самрук-Казына» и КТЖ принять меры по активизации обновления парка подвижного состава и снижению уровня износа до 40% к 2029 году. Третье. Министерствам промышленности и транспорта необходимо разработать план развития отечественного производства на основе потребностей железнодорожной отрасли», - поручил премьер.
Четвертое. Министерству транспорта совместно с фондом «Самрук-Казына» при трансформации КТЖ определить приоритетами работы национального оператора развитие инфраструктуры и обеспечение качественного сервиса и своевременность оказания услуг.
Пятое. Министерству науки и высшего образования следует проработать возможность выделения дополнительных грантов по техническим специальностям транспортной отрасли. Также совместно с министерством транспорта необходимо рассмотреть вопрос создания Института развития транспорта и логистики.
Читайте также
По прогнозам, объем добычи нефти в стране в 2023 году составит 90,5 млн тонн