Запрет на закуп квазигоскомпаниями товаров и услуг у аффилированных поставщиков пропишут законодательно. Соответствующие поправки предусматривается внести в Закон Республики Казахстан от 8 июня 2021 года «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора». Норма вынесена для публичного обсуждения на портале «Открытые НПА» до 9 августа текущего года, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Согласно новеллам, в законодательный оборот вносится понятие «аффилированное лицо потенциального поставщика». К нему предлагается отнести любых физических или юридических лиц, которые имеют право определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые данными потенциальными поставщиками решения, в том числе в силу сделки, совершенной в письменной форме, а также любых физических или юридических лиц, в отношении которых данный потенциальный поставщик имеет такое право.
«Согласно пункту 5.4.1. Протокола совещания под председательством Президента РК от 1 февраля 2022 года о мерах по противодействию коррупции, необходимо кардинально пересмотреть подходы в сфере государственного регулирования закупок государственных органов, организаций и субъектов квазигосударственного сектора, включая исключение возможностей для участия и заключения договора с аффилированными поставщиками. В этой связи, а также учитывая предлагаемыми дополнения в статью 7 Закона по ограничениям участия в закупках аффилированных лиц, необходимо введение понятия «аффилированное лицо», - говорится в пояснительной информации.
В статью, ограничивающую участие в госзакупках, в свою очередь, предусматривается добавить новый пункт: «Потенциальный поставщик и аффилированное лицо потенциального поставщика не имеют права участвовать в одном лоте тендера (аукциона)».
Также планируется ввести табу для нацхолдингов и компаний на проведение закупок через товарные биржи. Таким образом, для них останутся возможными: тендеры; аукционы; запрос ценовых предложений; из одного источника; посредством электронного магазина.
«Законом «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» предусмотрены ограничения участия в закупках. В этой связи, а также в целях обеспечения прозрачности и исключения фактов заключения договоров о закупках с поставщиками, определенными победителями закупок квазигосударственного сектора через товарные биржи и имеющими ограничения участия в закупках», - комментируют авторы новой нормы.
Напомним, ранее председатель Высшей аудиторской палаты РК Наталья Годунова высказывала критику, что в госхолдинге «Самрук-Каына» растут закупки, проводимые методом «из одного источника.
По ее словам, сумма средств квазигоссектора, не работающих на экономику, увеличилась с 11,4 до 46,3 млрд тенге.
«Принимаемые меры по сокращению доли участия государства в экономике и повышению эффективности управления квазигосударственным сектором пока не дают ожидаемых результатов. Хотя надо признать, что сделано очень много. Рост объема финансирования из республиканского бюджета составил с 722 до 1 трлн 026 млрд тенге. Была задача по сокращению, по факту рост составил в 1,4 раза», - сообщила она.
Главный госаудитор также отметила, что имеется значительный объем неснижаемого остатка на контрольных счетах наличности (КСН).
«Если в прошлом коду на КСН было 11,4 млрд тенге, и мы говорили, что деньги не работают. Они работают, проценты приносят субъектам квазигосударственного сектора, но не работают на социально-экономическое развитие регионов и республики в целом. В этом году эта сумма составила 46,3 млрд тенге», - подчеркнула Наталья Годунова.
При этом финансовое состояние субъектов квазигосударственного сектора (КГС) возросло – рост составил в 2,6 раза. Общий чистый доход составил 1,9 трлн тенге, кроме некоммерческих акционерных обществ, где произошло снижение доходности на 11% к 2021 году.
«Теперь – о дивидендах. Мы о них говорили не один год, было поручение главы государства - 100%, потом этот вопрос обсуждался, установили планку 70%, и что вы думаете? В этом году мы вышли на 12,7%. На рабочих группах мы будем разбираться. Нельзя однозначно говорить, что в целом по квазигоссектору выплата дивидендов от доходов составила 12,7%, потому что такую низкую цифру обеспечили сам фонд «Самрук-Казына» и еще 4-5 крупных компаний. По ним надо будет подробно разбираться», - подчеркнула глава ВАП.
Так, АО «ФНБ «Самрук-Казына» в 2022 году за 2021 год прочих распределений уплачено 132 млрд тенге, дивидендов - 170 млрд тенге, или 10% от дохода в 1,6 трлн тенге.
Уровень долга субъектов КГС к ВВП составил 19,1%, хотя задача не более 21,2% к ВВП в 2022-2030 годах.
«То есть он находится в зеленом коридоре. В том коридоре, в котором он был прописан», - подытожила главный аудитор страны.
Рост долга, по ее словам, составил 14% - до 19,6 трлн тенге, или 42,6 млрд долларов, из которых АО «ФНБ «Самрук-Казына» - 50% или 9,8 трлн тенге (21,3 млрд долларов).
«Достаточно слабые темпы оптимизации ФНБ «Самрук- Казына» за 2018-2022 годы, хотя хорошо начали. И снова происходит рост закупок из одного источника в ФНБ «Самрук-Казына», причем на 34,3% на 163 млрд тенге. Хотя внутрихолдинговые закупки, мы говорим о закупках у аффилированных компаний, снизились», - резюмировала Наталья Годунова.
Спикер, кроме того, подчеркивала, что квазигосударственный сектор - неотъемлемый проводник государственной политики. Национальным холдингам и компаниям, по ее мнению, пора принять эту данность и прекратить отстраняться от решения общегосударственных задач.
Наталья Годунова считает, что продолжающаяся десятилетиями поддержка со стороны государства должна давать эффект. Национальные холдинги в новом формате способны стать флагманом в развитии реального сектора экономики. А их дивидендная и долговая политики должны находиться под строгим контролем государства.
«Сейчас же долговая нагрузка растет, а дивиденды составляют незначительную статью доходов республиканского бюджета. Деятельность управляющих холдингов в целом остается непрозрачной, а их подотчетность парламенту вообще отсутствует. Это те концептуальные моменты, на которые мы обращаем ваше внимание, и те резервы, использование которых позволит, на наш взгляд, улучшить управление результатами», - сказала она на заседании мажилиса.
Читайте также
Их деятельность в целом остается непрозрачной, а подотчетность парламенту вообще отсутствует, отметила она